Постановочным шутерам c каждым годом все сложнее удивлять публику. Однако делать это нужно — работа такая. И вот сценаристы вынуждены закручивать сюжет в бараний рог и сочинять такую адскую ахинею, украшенную всеми возможными штампами и самой развесистой «клюквой», что за них порой становится неудобно. Возрожденная Medal of Honor в этом году решила зайти с другой стороны — попробовала впечатлить аудиторию более правдивым и честным рассказом про то, что такое современная война. Продажи были приличные, но с рекордами основного конкурента не сравнить. А Call of Duty: Black Ops спокойно продолжила гнуть старую линию и предложила новую порцию ахинеи. И снова сорвала банк…
Кредит доверия
Между тем уверенности в успехе Black Ops было куда меньше, чем когда очередная часть серии сходила со стапелей Infinity Ward — которая, собственно, и создала Call of Duty. Как известно, после скандального массового ухода ее сотрудников из Activision работа над серией полностью легла на плечи студии Treyarch, долгое время пребывавшей в тени своих более талантливых коллег и выпускавшей откровенно более слабые игры Call of Duty.
И вот после развала Infinity Ward эти люди оказались на первом плане, так сказать, под софитами и фотовспышками — а главное, под пристальным взглядом главы Activision Бобби Котика, который по своему обыкновению жаждет сказочных прибылей. Что делать в такой ситуации? Тут, конечно, остается только одно: копировать лучшее, что было придумано раньше, и прокручивать это в мясорубке сценария еще быстрее, а ахинеи туда добавлять еще больше — чтобы все это пускало пыль в глаза, кружило голову и не давало публике опомниться.
Собственно, так и получилось. Call of Duty: Black Ops — это сборная солянка из всех предыдущих частей серии (а также заимствований из других игр), только приправленная смесью напалма, керосина и LSD. Здесь всего в несколько раз больше: событий, динамики, трупов, пуль, угара и отчаянной, вызывающей даже уважение наглости сценаристов, которым, кажется, уже нечего терять — ведь за ними Котик…
Чего не отнять у игры, так это динамики — продохнуть совершенно некогда
Цирк с конями
Сюжет начинается уже в главном меню, где главный герой по фамилии Мэйсон — агент некоего американского спецподразделения — в полуобморочном состоянии сидит на электрическом стуле и, повинуясь призывным разрядам тока, вспоминает, как он дошел до жизни такой. 13 флэшбеков (плюс 2 финальных уровня в настоящем времени) — это сложно поддающаяся описанию смесь из махровых штампов, полуисторической полуправды и дичайших сценарных ходов.
События разворачиваются преимущественно в 60-ые годы прошлого века, во время Карибского кризиса. Но это — лишь исторический фон. Сам сюжет вновь обыгрывает набившую оскомину тему сумасшедших русских (корейских, арабских, китайских — нужное подчеркнуть) генералов, которые мечтают уничтожить Америку с помощью очередного суперсекретного супероружия.
Чтобы игрок не заскучал на этой банальщине, авторы резко взвинтили темп и придумали несколько действительно шокирующих деталей. Тон всему происходящему задает уже первая миссия, в который мы минуте на седьмой убиваем… Фиделя Кастро. Еще через пять минут Мэйсон попадает в плен все к тому же Кастро (тот, убитый, оказывается, был двойник) и отправляется мотать срок... в Воркуту.
Далее американский агент, отсидев год, совершает грандиозный побег из советской тюрьмы. В этом ему помогают совершенно невменяемый русский солдат Резнов (он общается с окружающими исключительно лозунгами), огромные рогатки, сделанные из портянок (ими можно уничтожать вышки!) и здоровый мужик, способный удерживать пузом автоматическую дверь. Кроме того, в процессе побега Мэйсон охотится с самодельным гарпуном на боевой вертолет и берет в руки огромный пулемет, превращаясь практически в шагающего робота. Логичным завершением происходящего становятся гонки на «УРАЛах» и поездки на мотоциклах с дробовиком наперевес.
Тут уже не знаешь, плакать или смеяться, и невольно задаешься вопросом — может быть, Мэйсон действительно бредит? Дальше сюжет, слава богу, не предлагает штурмовать портянками Кремль (хотя никто бы уже не удивился), но и без этого ему есть чем порадовать. События сменяются в бешеном темпе: мы успеваем поползать по туннелям, попасть в плен и снести с вертолета несколько советских баз во Вьетнаме и Лаосе (здесь игра, кажется, отчаянно пытается походить на Vietcong от Illusion Softworks), вернуться во времена Второй мировой и исследовать мертвый корабль (привет, первые серии Call of Duty и «Анабиоз»!), попрыгать по гонконгским крышам (здравствуй, Mirror's Edge), совершить тайное проникновение на секретную советскую базу и разнести ее с помощью арбалета (!), встретиться в бункере с президентом Кеннеди, взлететь выше облаков на уникальном самолете, чтобы оттуда координировать действия бойцов на земле и сбить из гранатомета (!) космическую ракету.
А еще мы наводим артиллерию, управляем полетом ракет, избиваем и пытаем ученого, катаемся на всевозможной технике, бегаем в защитном костюме по заполненным смертельным газом комнатам и палим в режиме сло-мо по врагам. При этом действие постоянно переключается между разными героями. Такой прием мы, конечно, не раз уже видели, и собственных находок тут минимум, но зато авторы реально берут темпом.
Зрелище действительно захватывает, хотя захватывает скорее как отчаянный трэш: большую часть времени к сюжету испытываешь интерес уже больше исследовательско-медицинский. С другой стороны, если рассматривать игру как этакую военную комедию, то история вполне удалась, да и развязка стоит ожидания: хотя примерно с середины уже ясно, к чему клонят сценаристы, в финале им все равно удается удивить.
Управлять различной техникой и палить из установленных на ее борту орудий здесь приходится раза в два чаще, чем в Modern Warfare 2
Пыль в глазах
Сумасшедшая динамика событий поддерживается резко возросшей жесткостью сопротивления. Врагов стало больше, и даже на стандартном уровне сложности (не говоря уже о высоких) каждая миссия превращается в серьезное испытание — такого в серии еще не было. Другой вопрос, что авторы берут не умом врагов или качеством дизайна (он стал лучше со времен Call of Duty: World at War, но все еще не сравнится с работой Infinity Ward), а просто количеством, вываливая на игроков толпы «мяса».
О многом говорит и тот факт, что в Black Ops снова, как и в первых играх серии, очень грубыми и заметными стали респаун врагов и зависимость происходящего от триггеров: здесь приходится постоянно идти вперед самому, иначе противники будут возрождаться бесконечно, а союзники никогда не сдвинутся с места. И в Modern Warfare 2, и в новой Medal of Honor авторам удавалось искусно все это маскировать. В таких условиях тактики стало еще меньше, а хаотичной пальбы больше: на фоне Black Ops нынешняя Medal of Honor выглядит почти тактическим симулятором.
Другим приветом из прошлого можно считать пуленепробиваемые торговые лотки с бронебойными арбузами, укрывшись за которыми, можно сдерживать толпы врагов; а также глупые ошибки искусственного интеллекта, когда боты просто замирают на месте, поворачиваются к противникам спиной или игнорируют неприятеля, засевшего в метре от них. Заметно хуже, чем в Modern Warfare 2, проработаны модели оружия и звуки стрельбы — местами стволы похожи на детские пукалки.
Но больше всего не повезло мультиплееру. Конечно, там есть несколько интересных нововведений. Так, развивая один из классов, теперь мы можем уже на первых уровнях получить многие умения и перки: они все открыты изначально, нужно лишь купить их за очки опыта, приравненные ныне к деньгам. Соответственно, появился новый режим «Ставка», где игра идет как раз на ваши капиталы. Кроме того, появился режим боевой подготовки, где можно тренироваться вместе с друзьями; изменилась система подбора серверов.
Но все это мелочи. Главное в сетевой игре — дизайн карт, а с ним, как всегда у Treyarch, все не слава богу. Карты получились маленькие, неказистые и непродуманные: сражения превращаются в сущий хаос с элементами опять-таки комедии — врагов можно убивать с помощью радиоуправляемой машинки и брошенного наугад томагавка. И если Infinity Ward вылизывала свои игры до почти идеального блеска, то в Black Ops отвратительно оптимизирован и сам движок в целом, и сетевой код в частности. Проблемы есть даже в консольных версиях, а уж на PC играть без патчей и изощренных копаний в системе и файлах конфигурации просто невозможно.
Call of Duty: Black Ops объективно менее качественная игра, чем Modern Warfare 2. По многим показателям это шаг назад. Зато она стала еще более безумной, шумной и жесткой. И эта стратегия себя оправдала — копии игры расходятся как горячие пирожки. Надо думать, будь здесь возможность лично расстрелять Джона Ф. Кеннеди (сценаристы вплотную подошли к этому) или хотя бы запустить томагавком в лысину Никите Хрущеву, она покупалась бы еще лучше. В общем, серии определенно есть к чему стремиться.
1280 Прочтений • [Обзор: Call of Duty: Black Ops] [21.05.2012] [Комментариев: 0]