Игроки, заставшие светлое время, когда цензура в мире электронных развлечений только зарождалась и никто еще не был избалован «ускоренным» 3D, наверняка помнят Carmageddon. Эта очаровательная гонка 1997 года выпуска прославилась тем, что в ней можно было сбивать старушек и других беззащитных жителей города. Сбивать по-настоящему — с кровавыми следами на асфальте и карикатурным чавканьем угодившей под колеса плоти.
Примерно к той же эпохе принадлежит консольная игра Twisted Metal, дебютировавшая в 1995 году. В ней не было старушек, зато можно было расстреливать противников из разнокалиберного оружия. И вот в 2010 году новозеландская студия Sidhe попыталась совместить и преумножить достижения удачливых коллег в игре Blood Drive.
Кружок веселых шизофреников
Место действия — постапокалиптический мегаполис Лас-Рулетас (разоренная катаклизмами и наводненная живыми мертвецами игорная столица — это тренд сезона). Главные герои — отборные социопаты с ярко выраженным девиантным поведением и вызывающей внешностью. Таких диковинных существ не увидишь в лучших зоопарках. Очаровашка Келли чем-то напоминает Барби — так всемирно известная гламурная кукла могла бы выглядеть после эмо-вечеринки на заброшенном складе. Одетый в медицинский халатик Рэджи сверкает желтозубой улыбкой клинического психопата. Пятна свежей крови на костюме устраняют всякие сомнения в его невменяемости.
Закутанный в плащ и закованный в намордник Назар похож на садомазохиста, Бедлам — на типичного гопника с гримом футбольного фаната. Все восемь гонщиков отлично вписываются в атмосферу бесшабашного безумия, причем не только благодаря своей внешности. Каждого водителя разработчики снабдили небольшим текстовым досье, выдержки из которого можно почитать во время загрузки. А на сладкое, в качестве приза за победу в чемпионате, предлагается ролик, посвященный тому персонажу, от лица которого игрок завоевал кубок.
Из пулемета непросто уничтожить соперника, зато мертвецы под градом пуль лопаются, как арбузы
Через тернии к финишу
Правда, до финала дойдут далеко не все, решившиеся на знакомство с Blood Drive. С одной стороны, может не хватить терпения. Соперники не сказать чтобы очень умные, но вот в скорости им не откажешь, так что за первое место придется драться по-взрослому. С другой – игра рискует банально надоесть, ведь чтобы сносить поражения и упорно начинать все сначала, необходимо не на шутку увлечься. И вот с этим могут возникнуть проблемы.
От Carmageddon разработчики взяли идею множественных и злонамеренных ДТП с участием пешеходов. Только вместо «божьих одуванчиков» здесь нужно давить потешно кривляющихся зомби, что само по себе не ново. Ну а от Twisted Metal игре достались пушки. В иных условиях арсенал сделал бы проекту честь. Тут вам и гранатомет, и ракеты (в том числе блуждающие «пьяные», выстреливающие сразу пачкой), и пулемет, и мины, и даже «рельса» (Railgun) для любителей прицельной стрельбы.
Все это добро неуклюже увязали в набор из несколько режимов. Список открывает банальная охота на зомби — кто перебьет больше мертвецов за отведенное время, тот и занимает верхнюю строчку турнирной таблицы. Как вы будете выполнять задание, никого не волнует. Несчастных тварей можно сбивать, взрывать, расстреливать и даже давить, красиво приземляясь им на голову. Однако уже на этом этапе возникают трудности. Виртуальные соперники расправляются с зомби так сноровисто, что для победы приходится изрядно суетиться — быстро ездить из конца в конец арены в поисках массовых скоплений мертвечины.
Ситуацию усугубляет, скажем так, оригинальная оптимизация игры. Чтобы снизить число объектов в кадре, авторы установили очень маленькую дистанцию прорисовки. Проще говоря, зомби проявляются из воздуха буквально перед носом, поэтому вовремя крутануть баранку и на полном ходу врезаться в уныло бубнящую стайку не всегда получается.
Управляемость машин — еще одно серьезное испытание нервов на прочность. Разукрашенные «болиды» все время норовят сорваться в занос, что особенно портит впечатления в режиме, где воевать нужно с другими гонщиками, а не с мертвецами. Совершить точный пуск ракеты или выстрел из «рельсы» удается далеко не всегда, так что фаворитами становятся те виды оружия, которые не требуют большой точности — «пьяные ракеты», например.
Но еще надежнее просто таранить соперников. Формально для этого необходим соответствующий автомобиль. Машины отличаются друг от друга скоростью, ускорением, управляемостью, прочностью и силой удара при столкновении. Соответственно, в контактном бою, по идее, тягач Натальи и трейлер Брока должны быть мощнее всех. Однако на деле это не так: хорошо разогнавшись, размазать врага о стену можно и на стильном спорткаре Келли.
Стоит остановиться, как зомби наваливаются гурьбой и начинают разбирать автомобиль
Может, подождать?
Досадных нелепостей и нестыковок по части баланса в игре гораздо больше, чем можно безропотно стерпеть. Кажется, что может быть понятнее, чем езда по контрольным точкам — газ в пол, и летишь туда, куда указывает приметная стрелка и где призывно мерцает желтая подсветка. Вот только стрелка зачастую тычет в пустоту. Конечно, на самом деле контрольная точка существует, только она скрыта в какой-нибудь трубе или в руинах здания. Свет от желтого маркера наружу не пробивается, поэтому отыскивать заветную цель приходится чуть ли не ощупью.
Среди нагромождений пандусов, туннелей и платформ это та еще задачка. И чем дальше продвигаешься в чемпионате, тем изощреннее становится дизайн трасс. Каждая из них представляет собой ту или иную часть города. Заезды проходят в аэропорту, среди брошенных авиалайнеров, на стадионе и даже в промышленной зоне, где приходится особенно попотеть, блуждая в чаще труб.
Впрочем, потеть приходится только нам. Управляемые компьютером соперники, напротив, всегда точно знают, куда ехать и где свернуть, что ставит игрока в заведомо неравное положение и жутко раздражает. Не способствует сохранению нервов и вечно падающая частота кадров. Очевидно, авторы очень пытались изобразить на экране настоящее «мясо», когда десятки зомби в едином порыве гибнут под колесами, рядом с машиной взрывается бочка, а чуть поодаль взлетает на воздух подбитый ракетой модный маслкар. Все так, но в эти дивные моменты картинка (по крайней мере, в версии для Xbox 360) спотыкается и начинаются бессовестные «тормоза». Играя в суперсовременный шутер на PC, на такие казусы смотришь философски, но от консольной гонки со спартанской графикой подобной подлости никак не ожидаешь.
На этом фоне главным достоинством Blood Drive видится разве что способность пробудить острую ностальгию по Carmageddon и/или Twisted Metal. Разочаровавшись в бестолковых зомби-покатушках в окрестностях Лас-Рулетас, так и подмывает отправиться в антикварный магазин за копией пусть и замшелого, зато настоящего «автоапокалиптического» хита. Впрочем, есть и другой выход — запастись терпением и подождать 2011 года. Нового «Кармагеддона» никто не обещает, а вот Twisted Metal для PlayStation 3 с соответствующей графикой Sony уже анонсировала…