Есть игры, где герой не может быть один, и речь идет не о шутерах для веселой компании. Существует целый класс проектов, предназначенных для одного игрока, главные персонажи которых не терпят одиночества.
Наглядный пример — Prince of Persia 2008 года выпуска. Там храбрый воин путешествовал в компании очаровательной девушки по имени Элика и без ее крепкой дружеской руки не ступил бы и десяти шагов в негостеприимном отравленном мире. Формально безымянный герой «Забытого королевства» оказался в схожей ситуации, хотя его компаньон отнюдь не очаровательная девушка, а полная ее противоположность.
Заурядное зло
Парень спасает свое королевство на пару с неуклюжим «минотавром», чей зад густо порос сочной травой, голова увенчана рогами, а бездонные провалы глаз светятся, как две стоваттные лампочки. По легенде существо (собственно, мадзин), отрекомендовавшееся как Теотль, некогда было защитником мира, но с обязанностями своими не справилось. В итоге королевство вполне предсказуемо затопила тьма, очень похожая на смешанную с глиной нефть. Примерно так же, кстати, изображали свою скверну авторы Prince of Persia.
Мерзкая жижа стала главным врагом в прямом смысле — именно из нее сделаны разнообразные диковинные монстры, отдаленно напоминающие дроидов из «Звездных Войн». Сражаться с ними приходится металлическим штырем с кольцом на конце — нормальные мечи против этих тварей бесполезны. Штырь же некогда скреплял оковы мадзина, впитал часть его силы, и теперь служит пригодной для боя дубиной.
В самом начале странствий герой освобождает мадзина из заключения, и вместе новоявленные друзья отправляются спасать свой бренный мир. Поначалу увалень Теотль предстает глуповатым, неповоротливым и, прямо скажем, хилым, однако постепенно к нему возвращается мощь. Ума и грации у него не прибавляется, но вот полезными способностями через несколько часов странствий зверюга сможет похвастаться.
Заманить врагов в ловушку — проверенный тактический прием
Свирепый добрый зверь
Именно способности мадзина играют первую скрипку в батальных симфониях, а юноша своей железной ерундой размахивает скорее для вида. Да и возможных ударов всего два: быстрый слабый и медленный сильный. Зато ручной дружелюбный монстр дерется на совесть. Если не понукать его приказами, он будет вполне эффективно долбить полужидких недругов кулачищами — хотя против целого темного воинства такая тактика не сработает. Вот тут-то и пригодится, скажем, рык. Луженая глотка мадзина исторгает из себя такой трубный рев, что нападающие откатываются в стороны в облаках пыли — добивай, пока не встали.
Физическую силу тоже можно использовать с умом. Вражеские отряды обожают топтаться под нависающими над ними хлипкими кирпичными стенами. Приказав мадзину встать наизготовку, герою останется только приманить тварей так, чтобы они собрались в одну кучу — рассыпавшаяся кирпичная кладка станет им братской могилой. Это, впрочем, еще цветочки, ягодки начнутся, когда зверюга окончательно войдет в силу и научится разить силы тьмы молниями, огнем и ветром.
Безымянный юноша, которого сам мадзин называет Тепеу, помогает приятелю в меру сил. Товарищи даже могут применять совместные приемы, добивая уже изрядно потрепанных врагов. И мощь этих приемов напрямую зависит от… крепости дружбы. Простой, по-детски искренней и чистой дружбы, красной нитью пронизывающей игру от первого до последнего кадра.
Увидев чудище, птички пошли цветными пятнами
Детский мир
Авторы избрали очень правильный стиль подачи своей, мягко говоря, неоригинальной истории. Игра взывает в первую очередь к детям и к тем взрослым, которые совсем не прочь послушать добрую сказку и даже принять в ней участие. Это еще больше роднит «Мадзина» с Prince of Persia. Даже самый страшный генерал тьмы здесь не нагоняет жути. Да, он олицетворяет зло, но остается где-то даже обаятельным.
Что уж говорить о главной «очаровашке», мадзине. На его глуповатых репликах и детских интонациях держится львиная доля сказочной атмосферы. Этакий Винни Пух с пудовыми кулачищами; он потешно кряхтит, забавно ворчит врагам «Уходи», благодарно лепечет герою «Ты хороший» и совсем уж несерьезно вопит «Эгегей», когда дело спорится. Чтобы окончательно отбить у игрока желание высматривать в «Забытом королевстве» серьезное фэнтези, авторы наводнили волшебный мир говорящими животными. Мыши, попугаи и прочие снегири охотно снабжают героя агентурными разведданными и просто делятся с ним глубокомысленными соображениями по поводу происходящего.
Иногда они даже подсказывают, как решить ту или иную головоломку. Что, увы, не отменяет изнурительной борьбы с рутиной, которой разработчики щедро нашпиговали игру. Даже если решение ребуса очевидно, это не означает, что все удастся сделать быстро. Яркий пример — загадка с катапультой в самом начале сказочных приключений. Чтобы открыть заветную дверь, герой должен катапультироваться на одну стену крепости, притащить оттуда камни-снаряды, перенацелить катапульту, выстрелом разбить каменную кладку, снова катапультироваться, дернуть рычаг, притащить еще пару камней и гирю, вновь перенацелить…
Всю эту последовательность невозможно выполнить быстро, даже зная, что и в каком порядке делать. А действуя методом проб и ошибок, нетрудно и вовсе дойти до такого исступления, что будешь хором с мадзином орать «Эгегей!», когда все, наконец, получится. Но не исключено, что над решением загадки придется сперва поломать голову не один виртуальный день. К слову, солнце и луна сменяют друг друга на небосводе в реальном времени, добавляя очарования сказочной вселенной.
Чем крепче дружба, тем страшнее совместные приемы
Солдатская смекалка
Однако занозой в пятке могут стать не только затянутые головоломки, но и стычки с врагами. Противники зачастую также составляют часть некой загадки, поэтому нахрапом справиться с ними удается не всегда. Даже при том, что мадзин может в любой момент подлечить героя. Там, где авторы хотят подтолкнуть игрока к нестандартным решениям, нефтеглиняных тварей обычно много. И наряду с обычными солдатами вахту несут демонические обезьяны, обладающие феноменальным слухом. Обнаружив героя, они бросаются за подмогой, и на их зов уже несется вся орава. Зато если не дать себя обнаружить и незаметно прокрасться в неприятельский тыл, можно устроить эффектную пакость.
Вообще, если принять правила игры и проявить смекалку, мадзин и его спутник предстанут настоящими сказочными героями — отважными, удалыми и необыкновенно везучими. Еще они очень ценят друг друга, и с каждым часом их дружба крепнет. Попутно друзья болтают с мышами, собирают сокровища, кушают фрукты и совместными усилиями борются с амнезией мадзина. Терпеливым искателям приключений, в конце концов, откроется тайна вторжения тьмы в королевство. И если чуточку детский и наивный настрой игры не претит, совместное путешествие с толстозадым минотавром окажется довольно увлекательным.