«Один Человек-паук хорошо, а четыре — лучше!» — решили сотрудники студии Beenox и сделали игру по принципу «даешь побольше Питера Паркера». Впрочем, расчет на восторженные обмороки фанатов оправдался лишь частично.
Питеру Паркеру, как и Джеймсу Бонду, не шибко везет на достойные их величия игры. В последние годы компания Activision, владеющая правами на бренд Spider-Man, предпринимает активные попытки изменить ситуацию. В 2008 году вышла вполне приличная Spider-Man: Web of Shadows от Treyarch, которая пыталась подружить все фирменные паучьи радости (включая полеты на паутине и забеги по потолку) с модным паркуром и открытым городом в стиле GTA. Получилось бодро, но и паркур, и город, и все остальное за пределами полетов на паутине и драк все же не было проработано достаточно глубоко, чтобы игра стала хитом ААА-класса.
В Spider-Man: Shattered Dimensions новая команда разработчиков, наученная ошибками предшественников, отказалась от концепции открытого мира и сосредоточилась как раз на тех самых паучьих радостях, решив не просто реализовать их на новом качественном уровне, но и умножить в четыре раза.
Пазл для Человека-паука
В самом начале игры Человек-паук в схватке со злодеем Мистерио случайно разбивает могущественный артефакт, некую плиту Порядка и Хаоса: кусочки от нее разлетелись по четырем разным мирам и попали в руки местных суперзлодеев. Благодаря силе артефакта те могут значительно усилить свою мощь и устроить ужасные бедствия. Слава богу, в каждом мире есть своя версия Человека-паука, который сможет остановить негодяев.
Четыре вселенные взяты, разумеется, не с потолка, а из комиксов Marvel. Это классический мир Человека-паука (Amazing Spider-Man), мир будущего (Spider-Man 2099), мир прошлого (Spider-Man Noir) и, наконец, осовремененный вариант классической истории Питера Паркера (Ultimate Spider-Man).
Сюжет строится по одной схеме: каждый уровень посвящен одному злодею, который сперва убегает от нас, натравливая на Человека-паука своих прихвостней, потом выходит сам, получает по морде, снова убегает, насылает и, наконец, показывает себя во всей красе в финальном бою. Кроме того, практически на каждом уровне мы обязательно спасаем рабочих и прочих гражданских, аккуратно вынося их из огня или плена в безопасное место.
Чтобы внести в этот процесс необходимое разнообразие, авторы Spider-Man: Shattered Dimensions постарались сделать все четыре мира и четыре версии главного героя непохожими друг на друга. Футуристические небоскребы и летающие по небу машины из Spider-Man 2099 сменяются красочными джунглями Amazing Spider-Man, а мрачные улицы и джаз из Spider-Man Noir на следующем уровне могут уступить место современным промышленным пейзажам.
Самым интересным и стильным, пожалуй, следует признать черно-белый мир Spider-Man Noir. Там Человек-паук, одетый в черный кожаный костюм, не столько художественно избивает противников, сколько крадется в тенях и аккуратно, без шума устраняет врагов, одним движением заматывая их в кокон. Свои особенности есть и у других версий Человека-паука: так, во вселенной Ultimate он может включать режим ярости, а в 2099 году умеет замедлять время, летать как ракета и хватать на лету врагов, бомбы и гранаты.
Во всех версиях Человек-паук может использовать «паучье чутье»: оно позволяет видеть сквозь стены врагов и важные точки на уровнях
В паутине суперзлодеев
Подобное переключение между разными мирами и героями само по себе выглядит интересно, а тут оно еще подкрепляется отличной боевой системой и шикарными боссами. Все четыре версии Человека-паука сражаются весьма эффектно. Ему доступны всевозможные комбо и особые приемы, позволяющие, например, бить врагов цепями или огромными щупальцами, вырастающими из тела героя; он может хватать противников, подбрасывать в воздух и уже на лету продолжать избиение; он даже способен уворачиваться от пуль (!) — список можно продолжать. Каждой версии доступны свои уникальные приемы: их можно покупать и прокачивать в специальном магазине за собранные при прохождении очки опыта. Аналогичным образом можно улучшать и базовые параметры персонажа — запас здоровья, регенерацию и т.п.
Масса возможностей в бою и вне его завязаны на использовании паучьих способностей нашего героя. Spider-Man: Web of Shadows многие критики хвалили за то, что там мы чуть ли не впервые могли действительно почувствовать себя Человеком-пауком, летающим на паутине и ползающим по потолку. Shattered Dimensions в этом смысле в четыре раза круче. Во всех мирах наш герой массу времени проводит в воздухе, грациозно и стремительно перемещаясь между зданиями, крышами, столбами и проводами — выстреливая паутиной, он может зацепиться за почти любую поверхность и перенестись к ней.
В РС-версии управление, к счастью, внятно настроено под клавиатуру и мышь — по нажатию одной кнопки Человек-паук легко цепляется паутиной за выбранную точку и может менять направление полета прямо в воздухе. Ползая по стенам, можно подкрасться к врагу и быстро запаковать его в кокон с помощью паутины. Паутина здесь вообще крайне полезна: ею можно выстреливать в противников, хватать многие предметы и швыряться ими, прикрепляться и притягиваться к неприятелям, чтобы быстро дать им ногой по лицу. Еще паутину можно превращать в холодное оружие.
С такими возможностями бои поначалу могут показаться слишком легкими. Но чем ближе дело к финальной схватке, тем, конечно, сложнее становятся враги. Потом появляются локальные мини-боссы, с которыми нелегко справиться с первой попытки, а уж сражения с суперзлодеями наверняка заставят вас попотеть, понервничать и несколько раз начать бой заново. Битвы с боссами всегда заставляют искать особый подход — кого-то нужно ослеплять светом прожекторов, кому-то – вязать паутиной руки, а к кому-то придется зайти сзади.
Наш герой так часто и удачно шутит, общаясь со злодеями, что иногда все происходящее напоминает комедию
А сценаристы где?
Добавим сюда чувство юмора героя (он постоянно отпускает остроумные комментарии), красивую «комиксную» графику в духе Borderlands, сбор бонусов, возможность разблокировать уникальные костюмы и регулярное появление интересных аркадных эпизодов, когда нас заставляют ползать по стенам, играя в салочки с прожекторами, — и вот, казалось бы, она, идеальная игра о Человеке-пауке.
Для поклонников супергероя это может быть и так, однако если рассматривать Spider-Man: Shattered Dimensions в общем контексте, то нужно признать, что до явления уровня Batman: Arkham Asylum игра все же не дотягивает. Просто потому, что осталась в рамках узкоспециализированной лицензионной продукции. Чтобы выйти за ее пределы, авторы Arkham Asylum придумали интересную, полноценную историю, а в Shattered Dimensions сюжет слишком примитивен и выступает лишь поводом для драк и полетов на паутине. К тому же однообразие рано или поздно сказывается: действительно уникальной с геймплейной точки зрения получилась лишь вселенная Spider-Man Noir, а в боях из всего разнообразия приемов реально востребованы лишь несколько.
Тем не менее, если вы не ждете от этой игры каких-то откровений, а просто хотите развлечься и готовы делать перерывы, чтобы играть не надоело раньше времени, то Shattered Dimensions может стать отличным занятием на несколько вечеров.