В каждом жанре есть свои эталоны. В экшен-RPG — это Diablo, в шутерах — Half Life 2, в стратегиях — StarCraft, в авиасимуляторах — «ИЛ-2» и т.д. Их клонируют, им подражают, но превзойти удается крайне редко. Подобная история складывается и в сравнительно молодом поджанре аркадных гонок на квадроциклах. Два года назад вышла угарная Pure — этакий экстремальный цирк на колесах, заставлявший игроков не столько гоняться друг с другом, сколько выделывать на квадроциклах умопомрачительные трюки в воздухе. Естественно, вскоре пошли клоны: сначала Fuel, теперь вот nail'd от известной польской студии Techland, авторов Chrome и Call of Juarez.
Два колеса хорошо, а четыре — лучше
По скриншотам nail'd вообще поначалу трудно отличить от Pure — да и по сути тоже. Это такие же взрывные гонки на квадроциклах (есть правда, и мотоциклы, но они почти ничем не отличаются от своих четырехколесных аналогов), приправленные бешеным адреналином, бодрым ню-металом и затяжными прыжками на трамплинах.
Доступно три режима — обычный заезд на 12 участников, где побеждает первый добравшийся до финиша, гонка на время и т.н. Stunt Challenge (аналог фристайла из Pure), где главное — набрать больше всех очков за эффектное прохождение дистанции. Правда, трюков в том понимании, в каком они были у Black Rock Studio, здесь нет. В nail'd не нужно выделывать сальто, махать руками и ногами, используя для этого комбинации клавиш. Надо разогнаться, взлететь на трамплине, а если при этом вы сумеете пролететь в огненное кольцо, то получите еще больше очков. Как и в Pure, подобные прыжки увеличивают запасы закиси азота, позволяя использовать нитро-ускорение.
Помимо одиночных заездов есть турнир: аналогично режиму карьеры он заставляет игрока пройти путь от низших лиг для начинающих до более серьезных кубковых соревнований и финального состязания, которое, собственно, и называется nail'd. По мере прохождения открываются новые запчасти, наклейки и цветовые решения для квадро или мотоцикла. Устанавливая апгрейды, мы увеличиваем одни показатели (например, устойчивость на земле, управляемость в воздухе), но снижаем другие (скорость разгона, продолжительного и мощь нитро-ускорения) и наоборот. Кроме того, можно выбрать новую внешность и варианты костюма для своего аватара в игре.
Завершают картину мультиплеер (те же три режима) и возможность создать свою гонку: здесь мы выбираем не только трассу, количество участников и т.д., но и определяем некоторые специфические условия — можно, например, разрешить бесконечный запас закиси азота.
Трассы получились разнообразными: тут и зимние горы, и лесные тропы, и грязные пески; есть даже заезды среди древнегреческих развалин
Только в полете живут квадроциклы
Как и в Pure, одно из главных достоинств nail'd — дизайн трасс. Тут чехам удалось если не превзойти уровень конкурентов, то, как минимум, выступить не хуже. Многочисленные трамплины, срезки и раздвинутые коридоры трасс позволяют искать более короткие, эффектные или выгодные с точки зрения сбора очков и накопления нитро маршруты. Может, конечно, получиться и так, что, съехав куда-нибудь налево, вы не получите преимущества перед соперниками и даже, наоборот, врежетесь или улетите в пропасть, но тем и интереснее. И уж точно вы получите новые впечатления: например, вместо прыжков с трамплина проедете почти по настоящим американским горкам.
Все это само по себе уже хорошо, но к тому же в nail'd на трассах постоянно что-то происходит. Тут уже чехи явно брали за ориентир модную концепцию из Split/Second: во время заезда прямо перед вашим носом может вдруг вылететь откуда-то огромный самолет или покатятся камни с обрыва, заставляя на ходу объезжать их; во время прыжка с трамплина мимо пролетит вертолет или аэроплан, пугая возможностью непредвиденного свидания с ними. Или снизу, на земле, пойдет поезд, и нужно будет маневрировать, чтобы перелететь его и не свалиться на крышу вагона.
Во время полета можно поправлять положение квадроцикла, задирая его вверх, чтобы перелететь как можно дальше или, наоборот, опуская вниз, чтобы скорее приземлиться — вписаться в проем под мостом или в брюхо разбитого самолета и промчаться по нему. Местами это похоже даже не на гонки, а на этакий экстремальный авиасимулятор… Еще тут есть ловушки — например, приходится лавировать между лопастей огромных вентиляторов или металлических дисков, перемалывающих все на своем пути.
В динамике, особенно поначалу, все это производит сильнейшее впечатление. Кровь вскипает под бодрую музыку, организм усиленно вырабатывает адреналин, а феерические полеты и лавирование между огненными кольцами (иногда их прямо перед вашим носом могут перемещать вертолеты) вызывают восторг и изумление.
Помимо цвета костюма вы можете выбрать и пол своего гонщика. Согласитесь, на девушку куда приятнее смотреть
Калиф на час
Соперники, конечно, особым умом не блещут — но они и в Pure были не лучше. А тут хотя бы сложность и агрессивность искусственного интеллекта ощутимо возрастает по мере прохождения карьеры. Если в начале мы играючи проходим любительские лиги, особенно не испытывая недостатка в нитро (тем более что оно накапливается и само по себе, независимо от эффектных прыжков, просто чуть медленнее), то потом соперники начинают оказывать серьезное сопротивление. И даже частенько используют грязные методы — приземляются прямо нам на голову, выводя на пару секунд из строя. Одновременно заметно замедляется регенерация нитро.
Тут уже, чтобы обогнать их, нужно активно пользоваться ускорением. А когда запас топлива кончается, приходится искать способы его восполнить — выбирать наиболее эффективные срезки, трамплины и старательно маневрировать, пытаясь точно попасть в огненное кольцо. Ну, и самим приземляться на головы противников, конечно.
Нет, проблемы nail'd не в ИИ. И даже не в скупом, как может показаться поначалу, тюнинге. Апгрейд и точечная настройка квадроцикла на первых порах действительно мало что меняет (изменения есть, но они не столь заметны, как хотелось бы), однако по мере увеличения сложности важность тюнинга резко возрастает: наравне с тщательным изучением трассы правильный баланс между управляемостью и скоростью поможет одолеть соперников. И уж тем более это важно в мультиплеере.
Главная беда — чересчур аркадная гоночная модель и практически полное отсутствие физики. Квадроциклы ведут себя неестественно, мгновенно останавливаются и набирают ход, без проблем входят во все повороты, практически никак не реагируют на столкновения и не ломаются, постепенно теряя свои ходовые качества: если вы врезались куда-то, то просто возродитесь на трассе через какое-то время. Ну и, конечно, сказывается отсутствие полноценных трюков.
Nail'd не превзошел Pure. Впрочем, на это никто особо и не рассчитывал. Получилась одноразовая, но очень динамичная, адреналиновая аркада: ее авторы хотят, чтобы вы просто немного отдохнули, почувствовав бешеную скорость и свист за ушами. А большего в данном случае и не надо.