Как-то раз во время очередного пресс-тура мы с коллегами гуляли по Варшаве и забрели в магазинчик с настольными играми. Внимание наше привлекла здоровенная коробка с варгеймом, посвященным Гражданской войне в России — с детальной картой рухнувшей империи и особыми юнитами вроде тачанок и чекистов. Отдать кругленькую сумму за экзотическую стратегию никто так и не решился, но этот эпизод породил интересную дискуссию: почему же столь богатый событиями период отечественной истории в компьютерных играх вообще не освещен?
Современная молодежь, пожалуй, куда больше знает про американскую войну Севера и Юга, «синих» и «серых», чем про собственное прошлое. От варгеймов, разработанных самим Сидом Мейером, до недавней Call of Juarez: Bound in Blood — американская Гражданская война давно уже стала привычным сеттингом для игр, пускай и не таким популярным, как Вторая мировая.
Вихри враждебные
Октябрьская революция и последовавшие за ней несколько лет хаоса и боевых действий, унесших миллионы жизней — тема, безусловно, довольно болезненная, вызывающая и по сей день крайне неоднозначные оценки. Но столь важная веха в российской истории все же заслуживает более достойного освещения в компьютерных играх, чем безвкусные квесты про Петьку и Василия Ивановича. Материал ведь на самом деле богатейший. Хоть стратегию делай, хоть шутер — да хоть тактическую ролевую игру про красных дьяволят.
Сложно сказать, какими именно мотивами руководствовались французские разработчики из студии Sep Reds при создании Revolution Under Siege, но исследовательская работа ими была проделана титаническая. Взяв за основу движок AGEOD (на котором сделаны, в частности, American Civil War и Napoleon's Campaigns), они дополнили его новыми возможностями и перенесли место действия на гигантскую карту, покрывающую территорию от Польши до Дальнего Востока, и создали несколько кампаний, охватывающих период с 1917 по 1923 годы.
Если вы не играли в прошлые проекты этой серии, то важно знать следующее: несмотря на внешнее сходство с Victoria Revolutions и другими глобальными стратегиями от Paradox, Revolution Under Siege — это чистокровный варгейм, цели в котором сугубо военные, и о благе всего государства заботиться не придется. В каждой кампании главная задача — захватить определенное число ключевых регионов либо защитить их от превосходящих сил противника.
Так, в «большой» кампании большевикам предстоит отбиваться сразу от нескольких группировок — сибирской армии Колчака, казачьих атаманов из южных областей, интервентов из стран Антанты, чехословацкого корпуса и анархистов. Играть, впрочем, можно и за белых, тем самым поучаствовав в историческом эксперименте: что было бы, если бы контрреволюционные силы одержали верх?
Порой исторические события очень кстати — например, появление опытнейшего генерала с большой армией
Это есть наш последний и решительный бой
Однако, хоть экономикой и политикой заниматься здесь не приходится, Revolution Under Siege — очень сложная игра, разобраться в которой без чтения руководства вряд ли получится. Действия на карте разделены на периоды длиной в 15 дней. Перемещения армий и отрядов, наем новых войск, разведка территории — эти действия далеко не всегда укладываются в такой короткий временной промежуток, так что планировать необходимо все на несколько ходов вперед. Для ускорения передвижения можно использовать железные дороги, но их транспортные возможности ограничены, да и имеются они далеко не во всех уголках бывшей империи. Осложняет ситуацию то, что действия игрока и противников после нажатия кнопки «конец хода» происходят одновременно, и ваша бригада на марше запросто может столкнуться с вражеским корпусом, двигавшимся в другую сторону и с иной задачей, чем незапланированное сражение.
Последствия такой встречи могут быть драматичными для обеих сторон — неподготовленная к битве, плохо обученная и отрезанная от снабжения армия может дрогнуть в бою даже с гораздо меньшим по численности противником, а на восстановление потерь уйдут драгоценные месяцы. Разведка, таким образом, играет первостепенную роль — каждую стычку начинаешь готовить заранее, чтобы узнать, какими силами располагает враг, и не идет ли к нему подкрепление. Когда бой начался, что-то менять уже поздно — результаты посчитаются автоматически в зависимости от десятков других факторов, помимо состава и численности отрядов.
Войска необходимо снабжать боеприпасами, следить за их боевым духом, а главное — соблюдать субординацию. Армии делятся на корпуса и дивизии, во главу которых нужно ставить командиров с соответствующими лидерскими способностями. В противном случае у подразделений существенно снижается боеспособность, и даже может дойти до того, что они откажутся подчиняться приказам. Попробуйте только отстранить от командования популярного генерала или поставить над ним кого-то с меньшим авторитетом — гарантированно получите смуту в рядах.
Хотя моря на карту почти не попали, кораблей здесь тоже хватает, и с ними связана немалая часть игрового процесса
Красной Армии герои
От умений командиров (которых, кстати, сотни, и все — реальные личности, вроде Троцкого, Врангеля, Корнилова и т.д.) немало зависит и исход сражений. Кто-то лучше управляется с казаками, другой хорош в обороне, третьего не пугают боевые действия под дождем (на новом ходу погода в каждом регионе меняется и ее постоянно нужно учитывать). Некоторые способности дают постоянные бонусы, другие срабатывают случайным образом, а если очень не повезет, генерала может убить шальная пуля или снаряд — и тогда пиши пропало.
Для найма новых войск необходимы деньги, ресурсы и рекруты, запас которых пополняется с каждым ходом в зависимости от числа контролируемых территорий (в некоторых кампаниях белые еще и получают помощь от Антанты). Разновидностей отрядов множество, и все они отражают дух времени. Основная масса войск состоит из пехоты и конницы — танки и броневики очень редки и не слишком эффективны. Также есть специальные юниты вроде чекистов, повышающих боевой дух войск, и бронепоездов, незаменимых для быстрых рейдов в тыл противника и способных чинить разрушенные участки железной дороги. Ну, и тачанки — куда же без них. Авиация же действует следующим образом — нужно перевозить авиабазы в нужные регионы, и там каждый ход искусственный интеллект выполняет одну из доступных активностей на свой выбор: разведку, бомбардировку, огневую поддержку.
Кроме того, каждый ход случаются разнообразные исторические события (стильно оформленные в виде первых полос газет): высадка интервентов в Мурманске, формирование Добровольческой армии и так далее. В некоторых случаях нужно принимать решение, как использовать сложившуюся ситуацию — например, не подружиться ли с новой силой посредством дипломатии.
Конечно, внешне все это выглядит примерно как политический атлас мира для средних классов, а в обилии мелких кнопочек очень легко потеряться. Зато каждый юнит снабжен красивой иллюстрацией, портреты генералов оформлены как фотографии царских времен, а на фоне играет замечательный саундтрек из аутентичных композиций: "Полюшко поле", "Варяг", "Интернационал", "Варшавянка" и еще доброго десятка знакомых с детства песен.
К тому же Revolution Under Siege без проблем запускается даже на стареньком ноутбуке, а ИИ наказывает за малейшие ошибки — даже после прохождения обучающих миссий первую кампанию вряд ли получится пройти с первого раза. Это не тот проект, за который стоит садиться, не зазубрив сначала мануал. После же прохождения остается ощущение, что прочитал увесистый исторический том. И в конечном итоге разработчикам надо отдать должное: именно подобный жанр и столь дотошное отношение к исходному материалу — лучший вариант для дебюта российской Гражданской войны в компьютерных играх. Локализация от «Акеллы» запланирована на первый квартал следующего года и будет называться «Герои Гражданской: Красные против Белых 1918-1923».
1028 Прочтений • [Обзор: Revolution Under Siege] [21.05.2012] [Комментариев: 0]