Да, перед нами нечто вроде Assassin's Creed 2.5, но все же язык не поворачивается назвать это независимым дополнением или масштабным аддоном. Уже через полчаса игры становится ясно, что это полновесный сиквел — столько они всего сюда понапихали. И хоть он куда меньше отличается от своего предшественника, чем тот от оригинала, как ни крути, Brotherhood — это (пока что) лучшая игра в серии.
Три портсигара отечественных
Пропало, пропало все нажитое непосильным трудом! Модная броня Альтаира. Смертоносные гаджеты от Леонардо. Коллекция изысканной живописи. Эдемское яблоко в руках врага. Дядюшка Марио убит. Родовое гнездо разрушено. Все потому, что надо было не почивать на лаврах да кувыркаться в постели с Катериной Сфорца, а мочить, мочить проклятого Родриго Борджиа, чей гнусный сынок Чезаре устроил нашему орлу этот сокрушительный ощип. Короче, Эцио Аудиторе отправляется в Рим, чтобы там устроить семейству Борджиа ответную вечеринку.
Огромный Рим по своей площади сопоставим со всеми четырьмя городами из Assassin's Creed II вместе взятыми. Здесь можно ездить на лошади прямо по городским улицам — и возможность эта вполне востребованная, т.к. пространства, повторюсь, внушительные; есть также система быстрого перемещения между районами. В архитектурном плане Рим не так роскошен, как Флоренция и, уж тем более, Венеция — в тот период своей истории он находился в довольно запущенном состоянии, и здесь это отражено. Но все же это великий город, чья красота завораживает. Немного обновленный движок (появились тени от облаков, к примеру) и как обычно превосходный саундтрек от Джеспера Кида способствуют эстетическому наслаждению.
На извилистых улочках древней столицы нам предстоит вести по большому счету все ту же подпольно-революционную деятельность, что и прежде, только с рядом новых нюансов. Так, например, прежде чем воспользоваться услугами врача, портного или кузнеца, сначала нужно их лавочки отремонтировать на собственные средства. Вопрос упирается не только в деньги: торговые точки нужно предварительно «разблокировать», уничтожив близлежащую башню Борджиа (их в общей сложности 12), за которую отвечает один из капитанов стражи. После устранения капитана Эцио может взобраться на башню и взорвать ее верхушку, освобождая район от влияния Борджиа — теперь здесь можно открывать заблокированные заведения, а стражников станет меньше.
Отремонтированные лавочки приносят доход — мы восстанавливаем Рим по тому же принципу, что раньше Монтерриджиони, семейную вотчину Аудиторе (где, к слову, в 2012 году располагается штаб ассасинской ячейки, к которой принадлежит Дезмонд Майлз). Также можно открывать конюшни, чинить акведуки и даже выкупать архитектурные достопримечательности, включая Колизей и Пантеон, — почетно и сравнительно недорого.
В дополнение к привычным наемникам, ворам и куртизанкам на определенном этапе появляется возможность рекрутировать в ассасинское братство мятежных римских граждан. Новобранцев следует прокачивать, посылая на выполнение различных заданий (они оформлены просто как текст с описанием, и на какое-то реальное время ассасин становится недоступен). Тех, кто не занят на фронте международной борьбы с тамплиерами, можно использовать в качестве подспорья в локальных разборках. По одному нажатию кнопки ловкие ассасины примчатся на конях, спрыгнут с крыш, накидают дымовых шашек и кого надо застрелят, заколют и зарежут. Можно спокойно стоять рядом в тени и смотреть на расправу, как бы и ни при чем.
Теперь можно и сражаться верхом, и убивать, выпрыгивая из седла на скаку
Мама, смотри: без рук!
Игры серии Assassin’s Creed никогда не отличались высокой сложностью — обычно игрок больше урона получал, по ошибке сиганув с крыши не в том направлении, чем от многократно превосходящих сил противника. В Brotherhood авторы выдали нам еще целый ряд упрощающих жизнь инструментов, и старина Эцио тут уже такой матерый терминатор, что о какой-то сложности говорить вообще не приходится.
Здесь возникает концептуальный вопрос, традиционно актуальный в играх sandbox-формата. Игрок либо в состоянии сам себе придумать развлекающие его сложности (хочу, мол, не просто загасить вот этого болвана, а «с выподвертом»), и тогда богатая палитра геймплейных возможностей лишь подстегивает его воображение; либо нет — в таком случае он всегда идет по пути наименьшего сопротивления и сетует на чрезмерную легкость. Конечно, проще на безопасном расстоянии снимать стражников из нового арбалета, чем подкрадываться к ним сзади на расстояние удара. Но никто же не заставляет делать так все время. И ничто не мешает решить задачу как-то более стильно и эффектно. Напротив, придуманные сложности только поощряются.
Например, появилось понятие стопроцентной синхронизации — выполнение миссии с соблюдением особых условий: убить цель определенным оружием, не потерять ни единицы здоровья, не касаться земли, уложиться во временной лимит и т.д. Аналогичным стимулом служит набор заданий от гильдий, в которых требуется столько-то стражников отравить, на стольких-то обрушить строительные леса, стольких-то убить из седла и т.п. По результатам Эцио повышает свой ранг в этих гильдиях, что дает определенные бонусы и скидки.
Это кадр из бесплатного мультиплеерного DLC для PS3, Animus Project 1.0. На подходе еще одно
В очередь, сукины дети
В предыдущей игре открытое противостояние с большими группами стражников было предприятием довольно утомительными — приходилось поодиночке выбивать их из глухого блока или выжидать, пока они нападут сами, чтобы провести смертельную контратаку. Процесс затягивался, подключались новые стражники из проходящих мимо патрулей — в большинстве случаев проще было убежать, чем нудно разделывать набежавшую кодлу.
В Brotherhood этой проблемы нет. Стоит хоть раз вонзить клинок в незадачливого противника — и уже можно продолжать смертельную комбо-цепь, выбирая следующую жертву. Закончив с одним, Эцио без промедления набрасывается на следующего — разрубает, полосует и пронзает стражников одного за другим; некоторым счастливчикам в качестве бонуса достается пуля в голову... Меньше чем за полминуты можно украсить улицы Рима доброй дюжиной трупов; немногие уцелевшие зачастую в ужасе убегают.
Жахнуть из пистолета теперь можно, не выпуская меч из рук, так же как метательными ножами можно пользоваться в связке с кинжалом, а ядовитый клинок дополняется отравленными дротиками — достаточно просто удерживать кнопку атаки. Противника теперь можно пнуть ногой, чтобы открыть для атаки. Появилось также постоянное (а не бонусно-временное, как раньше) тяжелое оружие вроде двуручных мечей и крупных секир. Боевая система, словом, расцвела.
Эффективность рукопашного боя увеличилась в разы. Здесь также заметна модная бородка, которую отпустил Эцио
Однако гвоздем программы по праву следует считать впервые появившийся в серии мультиплеер. В режиме Wanted каждому игроку назначается цель, и он же назначается целью другому игроку. Увлекательные кошки-мышки, где ты одновременно пребываешь в статусе охотника и жертвы — сливаясь с толпой NPC, при помощи радара и здравого смысла пытаясь вычислить человека среди компьютерных персонажей, ты стараешься превзойти своего соперника в сообразительности, не выдав себя. В Alliance то же самое происходит попарно (есть также усложненные версии этих режимов — Advanced Wanted и Advanced Alliance, где, в частности, радар менее точен). В режиме Manhunt игроки разбиваются на две команды по четверо, где попеременно одна прячется, а другая ищет. Мультиплеер Brotherhood — одно из любопытнейших явлений в онлайновых забавах последнего времени, и опробовать эти стелс-соревнования на фоне обычной фрагобойни — очень освежающее переживание.
Мелких нововведений и улучшений разного рода здесь множество — все не перечислишь. Эта игра — пример вдумчивой и грамотной работы по оптимизации, где авторы сумели внимательно рассмотреть детали игровой механики: что работает, что нет; смогли прислушаться к обратной связи от поклонников. Не ударяясь в нудное перечисление доработанных и переработанных деталей, скажем проще: если приключения Эцио Аудиторе в свое время не оставили вас равнодушными, то эта игра доставит вам массу удовольствия. Версия для PS3 немного превосходит вариант для X360 по качеству и объему контента; PC-версия будет выпущена в России под названием «Assassin's Creed: Братство крови».