Оригинальная Divine Divinity стала в свое время приятным сюрпризом — никому не известная бельгийская студия сумела в одной игре объединить увлекательные бои и охоту за трофеями из Diablo с нелинейностью и огромным миром из лучших частей Ultima. Не считая слегка сомнительного ответвления в виде Beyond Divinity (2004), полноценное продолжение появилось лишь семь лет спустя, в 2009 году… и осталось практически незамеченным из-за одновременного выхода с Dragon Age: Origins.
За прошедший год игра успела обзавестись дополнением Flames of Vengeance, а также переизданием The Dragon Knight Saga, включающим в себя как аддон, так и саму Divinity II — именно его у нас выпустили под названием «Пламя мести». К чести разработчиков, это не просто обычное «золотое издание». Оригинальную игру сильно переработали — от обновления графического движка до изменений в балансе, — явно решив дать ей второй шанс на завоевание поклонников RPG. Сейчас, когда все главные релизы года уже позади, это вполне оправданно. Так что если вы пропустили в свое время «Divinity II. Кровь драконов» — самое время познакомиться с этим самобытным проектом.
Работа над ошибками
Краткий пересказ событий: новобранец ордена охотников на драконов только-только начинает свою карьеру, как оказывается носителем души последнего из летающих ящеров и обремененным заданием по спасению мира от очередной инкарнации древнего зла. Теперь за ним охотятся не только приспешники главного злодея, но и бывшие соратники, а сюжет ведет из одной обширной области в другую, переполненную приключениями — как обязательными, так и не очень.
В помощь герою — способность читать мысли, позволяющая решать множество заданий оригинальными методами, снижать цены у торговцев, узнавать местоположение тайников и ценных предметов либо просто вызывающая смешок над незатейливыми помыслами NPC. Телепатия, конечно, дается дорого — для нее требуется драгоценный опыт, которого вечно не хватает. Дело в том, что Divinity II, при всех ее достоинствах отличалась резкими скачками сложности, в основном связанными с несоответствием сил героя и монстров — стоило только сунуться в область с врагами лишь на уровень-два выше, как персонаж начинал погибать в каждой второй стычке, не нанося какого-либо заметного урона. Лично я и вовсе застрял из-за этого в одном сюжетном подземелье, и помогло лишь переключение на более низкую сложность.
В переиздании баланс подправили, да и расположение монстров несколько изменили, чтобы сделать рост персонажа более гладким. Вторая мишень для критики оригинальной игры — скучные полеты в форме дракона, сводящиеся к нудному уничтожению летающих крепостей. Эти эпизоды сильно упростили, убрав нелетные зоны и сократив число противовоздушных укреплений. А вот разочаровывающий финал призвано исправить уже дополнение, ставящее логичную точку в истории Рыцаря-Дракона. В «Пламени мести» можно как перенести героя из основной кампании, так и создать нового персонажа 35-го уровня, самостоятельно распределив очки характеристик и умений (которых тут десятки — можно создать любую комбинацию из навыков ближнего и дальнего боя, а также всевозможных заклинаний).
Вот уж действительно, «артисты погорелого театра»: во время постановки пьесы про шабаш ведьм актеры умудрились вызвать настоящего демона и теперь играют в этом спектакле вечно
Люди-тыквы и гоблины-ополченцы
Итак, город Алерот все так же находится под осадой войск воплощения зла Дэмиана, защищающее столицу силовое поле слабеет с каждым днем, а один из кварталов захвачен нежитью. Главного героя освобождает из межпространственной тюрьмы дух древнего волшебника, взамен прося об ответной услуге — найти где-то глубоко под городом его могилу и избавить от тысячелетнего мучения. Собственно, в Алероте и проходит действие почти всего дополнения — число заданий на квадратный метр здесь несравнимо с оригиналом. Чуть ли не каждый встречный норовит попросить героя об услуге, и пока посетишь все районы столицы и катакомбы, успеешь поучаствовать в массе приключений.
Сыграть в пьесе с призраками в заброшенном театре, расследовать загадочное убийство в гостинице, найти для неупокоенного парфюмера невиданный цветок, которого нет (нечто вроде «пойди туда, не знаю куда), вычислить среди посетителей таверны ресторанного критика… Что-что, а необычные задания в Larian сочинять умеют, и способность к чтению мыслей в них вплетена мастерски. Конечно, порой возникает вопрос, уместно ли заниматься поисками средства для превращения заколдованных овощей обратно в людей или банальной охотой на преступников, когда над головой висят летающие крепости, но в ролевых играх уходящее время вообще редко когда действительно имеет значение.
Как и в оригинале, за некоторые задания награды можно выбирать самостоятельно
Скромные радости манчкина
Что расстраивает, так это полностью исчезнувший смысл посещений личного замка, с таким трудом завоеванного в оригинале. Алхимики, некроманты и зачарователи есть и в Алероте, а отправлять гонцов за редкими ингредиентами и вовсе не понадобится — лавки и так завалены всем необходимым, от зелий на любой вкус до «эпических» доспехов и оружия. Вообще, не считая начальных этапов, пока герой не получит пару уровней, дополнение не отличается особой сложностью — за выполнение заданий выдают столько книжек с очками умений, что многие навыки можно развить до максимальных значений, а «сборные» комплекты брони снабжают героя откровенно чрезмерными бонусами.
Не успеешь оглянуться, как персонаж уже отражает значительную часть получаемого урона обратно, восстанавливает здоровье с бешеной скоростью и убивает по несколько врагов разом. А попадется особо сильный босс — ну так золота теперь хватит на любой запас целебных зелий; боевая система изощреннее не стала. Полеты же в виде дракона и вовсе решили урезать до минимума — так что готовьтесь много бегать на своих двоих.
Собственно, и в «мирной» части хватает старых проблем — так, на миникарте по-прежнему не показываются ни желающие выдать задание персонажи, ни цель текущего квеста, а описания в дневнике не отличаются подробностью. Уже через час игры начинаешь ломать голову, где же сидел тот маг с незапоминаемым именем, что просил принести волшебные сферы, и совершенно случайно вступаешь в диалоги, продолжающие давно заброшенную цепочку заданий. Наверное, ортодоксальные поклонники RPG обрадуются столь старомодному подходу, без вождения игрока за ручку, но искать по всему городу кузнеца, которого не заметил поначалу на рыночной площади — удовольствие еще то.
Несмотря на все эти недоработки, «Пламя мести» — намного более отполированный продукт, чем «Кровь драконов». Разработчики проделали гигантскую работу по устранению ошибок и минусов оригинала, и переиздание можно смело рекомендовать не только тем, кто пропустил его в 2009 году, но даже и тем, кому игра в изначальном виде не понравилась. Если у вас найдется часов 60 свободного времени, загляните в Ривеллон, не пожалеете!