Варгеймы появились еще прежде персональных компьютеров, поэтому неудивительно, что именно они стали одними из первых электронных развлечений и со временем породили множество разновидностей стратегий. Тем не менее, разработчики до сих пор умудряются придумывать что-то новое даже в столь почтенном жанре.
Greed Corp., вышедшая в начале прошлого года на Xbox Live и PSN, теперь добралась до PC. Пусть вас не обманывает ее яркая и легкомысленная внешность. За ней скрывается суровый варгейм с множеством путей к победе, которые не изучишь за день или неделю — оттачивать мастерство здесь можно месяцами.
Основы, как и в любой хорошей стратегии с множеством тактических возможностей, очень просты: есть территория, разбитая на шестиугольники-гексы, есть несколько враждующих сторон, которые должны ее захватить и избавиться от соперников. Десятков разновидностей юнитов здесь нет — одни лишь забавно выглядящие шагоходы. На своей земле они могут перемещаться в любое место, на нейтральной или чужой — лишь на один гекс. Если там находятся чужие войска, на захват нужно потратить такое же количество своих шагоходов.
Строятся войска на фабриках, а деньги на их наем и возведение построек приносят все принадлежащие игроку гексы. И, конечно, шахты — стоят они совсем чуть-чуть, а денег собирают двойное количество со всех окружающих гексов.
Цена жадности
С ними-то и связана главная особенность игры: каждый ход шахты срубают один слой земли, пока не уничтожают поверхность полностью и не рушатся вниз, увлекая за собой все стоящие на ней здания и юнитов. Чуть пожадничаешь — и в буквальном смысле подпилишь сук под собой. Все знакомые тактические методы приходится переосмысливать прямо на ходу — представьте, если бы в шахматах на каждом ходу исчезал кусок поля со всеми фигурами, не убранными из опасной зоны. Таким образом, при захвате новой территории постоянно приходится думать, как бы сохранить баланс между заработком и безопасностью, и ставить новые фабрики и войска так, чтобы их не снесло в бездну на следующем ходу.
А враги всегда рады помочь — ведь собственные шахты можно взрывать, раньше положенного уничтожая все вокруг, причем не только гексы поблизости, но и те, что связаны с ними и находятся на грани обрушения. Порой такая цепная реакция способна уничтожить до половины карты сразу — мне это довелось испытать на собственной шкуре, когда компьютерный противник таким образом изящно избавился сразу от меня и еще одного соперника.
Даже при таком скромном наборе возможностей путей к победе открывается огромное множество, но прибавьте сюда еще и пушки: отличный способ избавиться от врагов на расстоянии. Каждый выстрел сносит несколько вражеских шагоходов и снижает уровень атакуемого гекса, а при удачном попадании — отправляет в тартарары все вокруг.
Такими текстами предваряется и закрывается каждое сражение. Природолюбивые фримены, беспечные пираты, жадный картель и жестокая империя — у всех своя правда
Эндшпили и цейтноты
Однако артиллерия — дело очень накладное и рискованное. Орудие сначала надо построить, затем снабдить его снарядами (причем каждый стоит как десяток шагоходов), и лишь потом можно стрелять — а такой роскоши, как лишнее время, у вас никогда не будет. Порой начинается настоящая гонка вооружений — кто быстрее зарядит пушку или успеет довести до нее свои войска. Происходит это, как правило, под конец партии, когда от всей территории остается лишь несколько разрозненных кусочков: вся остальная поверхность к этому моменту уже разрушена неуемной добычей ресурсов. Сложно, пожалуй, вообразить более наглядный антивоенный посыл: в стремлении победить врага любой ценой сражающиеся полностью уничтожают собственные земли.
Обмен артударами — не единственный способ завершить матч. За гигантскую сумму можно купить одноразовый транспортник, который доставит шагоходы на любое расстояние. Только вот на какой гекс их именно перекинуть, когда у противника своих юнитов и «вертушек» достаточно — отдельная задачка. Иногда доходит до смешного: остается, скажем, три игрока — каждый на своем клочке и каждый ждет, куда же именно полетит какой противник. Даже партия на одной и той же карте всякий раз будет проходить иначе: враги пробуют новые приемы, совершают разные ошибки, да и постоянно изменяющийся ландшафт вносит свои коррективы.
Компьютер-«новичок» совершает порой глупейшие ошибки: понастроит шахт и проваливается вместе с ними, выбывая из матча
Хроники умирающего мира
Прежде чем соваться к живым соперникам (играть можно как вчетвером за одним компьютером, так и через интернет), стоит изучить все премудрости местной тактики в одиночной кампании. Для выбранного жанра сюжетные миссии предваряются, пожалуй, даже излишним количеством текста — так, история первой из четырех доступных рас посвящена великому исходу на север, подальше от алчных соседей, безжалостно уничтожающих землю ради наживы. Остальные стороны также получили по своей мини-кампании, с нарастающей сложностью и все уменьшающимся временем для каждого хода.
Первые несколько битв проскакиваешь без задержек, но дальше начинаются настоящие проблемы — компьютерные соперники спуску не дают, и в совершенстве владеют всеми хитростями. Впрочем, для открытия последующих миссий не обязательно побеждать во всех предыдущих — почти выигранная партия тоже дает достаточно очков, чтобы продвинуться дальше. Кроме того, кампания — хороший способ познакомиться с миром Mistbound, придуманным разработчиками. Как они сами говорят, Greed Corp. — лишь первый проект на основе этой вселенной, где жадность обитателей привела к почти полному уничтожению планеты.
Что можно покритиковать, так это отсутствие хоть каких-то особенностей у сторон помимо внешнего вида — если не уникальный юнит, так хотя бы какой-нибудь бонус у каждой из рас внес бы разнообразие в сражения. Кроме того, раздражает невозможность изменять масштаб — окинуть поле боя целиком сверху было бы очень полезно, но камера прибита слишком низко к земле. Уж что-что, а столь банальное улучшение в версии для PC сделать весьма легко — но нет, разработчики поленились. Что до звука и картинки, то от скачиваемой игры сложно ожидать каких-то высот, но для данного формата проект выглядит очень достойно — юниты и строения отлично анимированы (мои любимцы — шагоходы фрименов, похожие на деревянные гравицапы), на заднем плане играют бодрые рэгтайм-мелодии, и вообще все вылизано до мелочей. В общем, устанете покорять мир в Civilization V — разрушьте его до основания в Greed Corp.