Те, кто помнят судьбу пошаговой стратегии «Кодекс войны», вряд ли удивляются тому, что сейчас происходит с Majesty 2. Студия 1C:Ino-Co, ответственная за оба проекта, по-прежнему гнет свою линию: вместо полноценного продолжения кует железо, пока горячо, и плодит мини-аддоны. Но в случае с Majesty 2 они в какой-то момент перегнули палку: принялись продавать за 300 рублей игровой магазин, предлагающий купить дополнительные шмотки и возможности, да еще и требующий установленной оригинальной версии. Бонусом шли новые мини-кампании на 8 миссий. Такими были дополнения «Трон Ардании» и «Битвы Ардании». Конец порочной практике пришел в Majesty 2: Monster Kingdom. Здесь мы увидели то, что уже больше похоже на полновесный аддон.
Непрямое удовольствие
Majesty 2 стала современным переосмыслением культовой стратегии непрямого управления, которая была довольно популярна в начале нулевых. Детище 1C: Ino-Co унаследовало базовую механику и все основные достопримечательности Majesty. Мы управляли сказочным королевством, отстраивали свой город, возводя хозяйственные и военные здания, нанимали героев различной специализации и решали с их помощью свои проблемы. Вот только напрямую помыкать ими воспрещалось: можно было лишь обозначать задачи в духе «неплохо бы разорить вот это гнездо монстров» или «было бы отлично, если бы кто-нибудь исследовал эту местность» и назначать награды за их выполнение.
Новые авторы даже сохранили фирменный юмор серии, придумав крайне забавного королевского советника. Но были, конечно, и нововведения. Прежде всего, заметнее стали элементы RPG: выросла роль прокачки персонажей и апгрейда построек, появилась возможность собирать из героев партию и переносить наиболее приглянувшегося вояку в следующую миссию.
А вот ИИ героев стал заметно пассивнее: они разучились самостоятельно передвигаться по всей карте. Соответственно, появилось больше инструментов влияния на подопечных: в Majesty 2 можно назначить награду за защиту какого-то объекта или персонажа, а также попытаться предостеречь героев от посещения особенно опасных для них мест.
Монстры поклоняются не разным богам, а одному — Грум-Гогу. Поэтому здесь мы строим лишь один храм, дающий заклинания
Все монстры в гости к нам
«Трон Ардании» и «Битвы Ардании» фактически ничего не поменяли в этой схеме, разве что вернулся отсутствующий в сиквеле генератор карт. Отыграться за все разработчики смогли в Monster Kingdom… Но вспомним сначала другую культовую стратегию — Dungeon Keeper. Там, как известно, мы управляли не положительными героями и героинями, а их естественными врагами, т.е. всяческой нечистью, демонами и монстрами. Развивая с их помощью собственное подземелье, игрок должен был отражать атаки паладинов и прочих борцов со злом.
Majesty 2: Monster Kingdom примерно о том же. Вместо нормальных человеческих героев здесь на нашей стороне выступают гоблины, крысы в доспехах, личи, минотавры, вервольфы и прочие малоприятные создания. Оправданием этому безобразию служит новый сюжет, согласно которому нашего старого знакомого правителя Ардании сверг с престола конклав жрецов. На троне теперь восседает Дух королей, а у прежнего владыки практически нет ресурсов и сил, чтобы бороться с ним. Единственным выходом в такой ситуации стало обращение за помощью к своим старым врагам, то бишь к монстрам.
Согласитесь, такой ход конем открывал богатые перспективы — можно было изменить и по-новому обыграть геймплейную механику. Но 1C: Ino-Co на радикальные перемены не решилась, предпочтя просто заменить привычных героев на, скажем так, менее привычных. Место воинов заняли гоблины-копейщики, рейнджеров — гоблины-лучники, магов — личи и т.д. В качестве специальных гостей выступают верфольфы, минотавры и агрессивные ящеры расы коатль. Появились и новые твари, селящиеся рядом с базой игрока — всевозможные жуки-пауки-тараканы да огненные бесы. В остальном все по-прежнему: ни экономика, ни строительство, ни ролевая система, ни принципы сбора и накопления ресурсов никак не поменялись.
Тем не менее, хотя новый Dungeon Keeper из Monster Kingdom и не получился, игра все же дарит свежие впечатления, точечно оживляя привычный геймплей. Во-первых, дух великой игры Питера Молинье здесь все же присутствует, пусть и не так сильно как многим хотелось бы: преисполненные праведного гнева паладины, грозно прущие на наши владения, неизбежно вызывают ностальгическую улыбку.
Во-вторых, у новых героев появились и новые особенности. Так, особую ставку монстры делают на призыв всевозможных тварей, помогающих им в бою. А гоблины-лучники, в отличие от своих человеческих коллег, особенно сильны против магических существ. В-третьих, новый поворот в многострадальной истории Ардании дал повод для новых шуток: в одной из миссий советник долго рассказывает о том, что минотавры в ответ на призыв о помощи потребовали построить «центр минотаврской культуры» и переписать один из древнегреческих мифов.
Элементалям отводится особая роль: где-то они выступают в качестве врагов, а иногда приходят на помощь — если их призовут личи
Да и вообще сюжет Monster Kingdom смотрится поинтереснее, чем в двух других дополнениях. Здесь, например, больше нелинейности: иногда мы даже можем выбирать, как именно выполнять задания и за какое из них браться в первую очередь. Наконец, авторы привели в порядок сложность: она здесь чуть выше, чем в оригинале (и это хорошо), но и не столь неоправданно высока, как в первой половине «Трона Ардании».
Жаль только, что с мультиплеером по-прежнему есть проблемы: он все так же работает на не самой удобной системе GameSpy, желающих померяться силами не слишком много, а сама игра постоянно подвисает из-за добровольно-принудительной процедуры синхронизации данных.
Monster Kingdom — безусловно, лучший аддон к Majesty 2. Хоть авторы и не решились на кардинальные перемены, они смогли выгодно показать знакомую игру в другом ракурсе: играть в Monster Kingdom действительно интересно. Возможно, он станет и последним, но совсем не потому, что разработчики наконец взялись за третью часть. Недавно была анонсирована новая игра во вселенной Majesty: это будет казуальная стратегия в жанре tower defense, и делает ее совсем не 1C: Ino-Co. О Majesty 3 вовсе ничего не слышно. Неужели тактика мелких аддонов не оправдала себя?