Иногда задумываешься, почему у одних разработчиков, что ни игра, то конфетка, а у других — переваренная брокколи. Возьмем, к примеру, британскую студию EA Bright Light. Она существует с 1995 года и прежде всего известна серией игр о Гарри Поттере. Все без исключения ее проекты удостоились, мягко говоря, скромных оценок у критиков, а последний — Harry Potter and the Deathly Hallows, Part 1 — был безжалостно обруган и признан одной из худших игр прошлого года. Тем не менее, фанаты очкастого волшебника продолжают покупать электронные поделки о похождениях любимого героя, а сотрудники EA Bright Light регулярно получают вознаграждение за свою работу. Как разорвать порочный круг, не знает никто. А сделать это нужно, иначе студия и дальше будет выпускать игры вроде Spare Parts.
Куча мусора
Создатели этого платформера, недавно появившегося в Xbox Live и PlayStation Network, явно черпали вдохновение в серии Ratchet & Clank. Ориентир выбран верный. Увы, подмастерье и близко не смог повторить достижения мастера. Хотя задумка, казалось бы, любопытная…
Волею судеб роботы Мар-Т и Чип оказались на планете-свалке. Здесь они отыскали сломанный космический корабль, управляемый искусственным интеллектом Кон-Радом. (AI говорит голосом звезды «Зомби по имени Шон» и «Крутых легавых» Саймона Пегга, и это — одно из главных достоинств игры). Кон-Рад сообщает, что на планете есть запчасти, необходимые для починки звездолета, однако они разбросаны по обширной территории. Многие детали находятся в труднодоступных местах, некоторые спрятаны. Если Мар-Т и Чип хотят улететь домой, им нужно найти их. Однако крофаксы — злобная инопланетная раса во главе с тираном Лордом Крангом — намерены во что бы то ни стало помешать друзьям сделать ноги с межгалактической помойки.
Хочется написать: «так начинается великое приключение». Однако на деле начинается великая морока — или тотальное разочарование, или длительный сеанс психического самоистязания, — но уж никак не развлечение, которое можно порекомендовать приятелям.
Все хорошее, что есть в Spare Parts — это приятная «картинка». Для скачиваемой игры за 10 баксов графика на весьма приличном уровне. Симпатичные роботы смешно двигаются и гримасничают, враги забавно попискивают, карикатурный мегазлодей Лорд Кранг будто бы сбежал из мультсериала «Черепашки-ниндзя» — в целом персонажи оставляют приятное впечатление. А вот остальное…
Spare Parts позиционируется как развлечение для двоих — возможна игра и на одной консоли, и через интернет; друг может подключиться в любой момент. Однако играть в паре — то еще удовольствие. Камера постоянно путается, за кем из персонажей следить, выпускает героев из поля зрения и вообще ведет себя отвратительно. Уровни тесные, и зачастую Мар-Ту и Чипу не разойтись в проходе. Когда нападает вражеская ватага, начинается жуткая мешанина. Порой так и хочется врезать другу геймпадом по затылку и сказать: «Не мешай!» Впрочем, друг и сам, наверное, не будет в восторге от подобного времяпрепровождения. В отличие от, скажем, Lara Croft and the Guardian of Light, где в кооперативном режиме есть множество разных заданий для двоих, в Spare Parts почти нечего делать вдвоем. Вам несколько раз предложат вместе нажать на кнопки, врагов будет бить немного полегче. Вот и все. Так что не удивляйтесь, если друг по собственной инициативе выйдет в меню и выберет пункт Drop Out.
Схватки в игре хаотичны и неинтересны
Нелепая смерть
Впрочем, и в одиночку играть не сильно веселее, так как платформер из Spare Parts весьма посредственный. Во-первых, разработчики что-то намудрили с длиной прыжка — она как будто меняется от случая к случаю. В результате трудно спрогнозировать, где приземлишься в следующий раз — на уступе или в пропасти, и отсюда огромное количество нелепых смертей. Неважно, что за гибель нет наказания и герой просто возрождается — все равно раздражает.
Во-вторых, в Spare Parts постоянно обо что-то спотыкаешься или натыкаешься на какие-то преграды. Бежишь, бежишь и вдруг — бац! — уперся в невидимую стену. Через некоторые камни невозможно перескочить. А если воспользоваться реактивными ботинками и взлететь, то тут же выясняется, что небесный свод низок, а любая гора — непреодолимый заслон.
Боевая система тоже оставляет желать лучшего. Да, можно прыгать на врагов сверху. Можно поджигать им головы, и наблюдать, как смешно они бегают, пытаясь потушить себя. Можно палить по ним из рудиментарной пушечки. Но зачем мудрить, если любого противника гораздо проще забить врукопашную. Без затей, скучно, зато эффективно. Ей богу, даже в LEGO-играх бои веселее, а ведь там акцент совсем не на этом сделан.
Особенно ужасны схватки с боссами. Эти «эпические» сражения продолжительны и однообразны. Вы долго-долго-долго лупите несчастного Лорда Кранга, потом нажимаете на кнопку, смотрите короткий ролик, и все повторяется — вы снова бьете бедолагу, снова бежите к кнопке. Кажется, еще немного и сам Кранг возопит: «Боже, да когда же я сдохну?!».
Приятные герои достойны другой, НАСТОЯЩЕЙ игры
Spare Parts напоминает фрукт, прогнивший изнутри. На вид ничего, нравится. Но стоит попробовать, и все становится ясно. Однако имеется у Spare Parts одна удивительная особенность: она, как и игры EA Bright Light о Гарри Поттере, нравится детям. Их почему-то не отпугивает однообразный геймплей, вторичность идей и общая нескладность этого платформера. Зато в игре яркие краски, милые персонажи, и в ней не наказывают за ошибки! За дружелюбие по отношению к юным геймерам Spare Parts получает дополнительный балл. Однако если вы старше 12, лучше не связывайтесь с ней.