Тим Шефер известен тем, что делает хорошие игры, которые плохо продаются. В свое время у него было несколько хитов (главный из них — The Secret of Monkey Island), но после Full Throttle (а он, между прочим, вышел еще в 1995 году), он ни разу не сорвал джекпот. Замогильная адвенчура Grim Fandango стала первой не окупившейся игрой компании LucasArts, провал «шизанутого» платформера Psychonauts едва не разорил Majesco Entertainment, а от хэви-метал-приключения Brutal Legend отказался издатель, хотя впоследствии проект подобрала Electronic Arts. [в начале февраля количество проданных копий составляло около 1.4 млн., так что не все так плохо — прим. ред.]
Коммерческая судьба Stacking — новой игры Шефера и студии Double Fine Productions — тоже внушает опасения. Собственно, непонятно даже, как кто-то решился выпустить подобный артхаус. Мы дорого бы дали, чтобы присутствовать на том совещании, где было принято решение. Хотелось бы услышать, как Шефер убеждает представителя THQ (с одним и тем же издательством Тим дважды не работает – не получается) выпустить игру о матрешках в США в начале XX века, да еще об эксплуатации детского труда.
Бедненько, но чистенько
По современным меркам Stacking сделана за гроши, но сделана с душой. В первую очередь игра привлекает внимание небанальным сеттингом — мир, населенный матрешками, переживает промышленный переворот. В стране, одной ногой стоящей еще в викторианской эпохе, а другой – на грани Великой депрессии, нет такого понятия, как равенство. Капиталисты эксплуатируют пролетариат, а тот борется за свои права. Доведенные до отчаяния матрешки-железнодорожники устраивают забастовку. А босяки-поварята могут угнетателям и по головам настучать — как это и произошло на дирижабле при непосредственном участии Чарли Блэкмора, главного героя игры.
Разработчики постарались искусно замаскировать, что проект малобюджетный. Все реплики в игре представлены в виде титров, как в немых фильмах — не надо тратиться на актеров. Похожим образом сэкономлено и на анимации, и на саундтреке. Впрочем, экономия не всегда идет во вред конечному продукту. Вон, и Sony, и Microsoft постоянно стараются снизить себестоимость своих консолей, и никому и в голову не приходит упрекать их в этом. Бизнес есть бизнес. Вот и в Stacking бедненько, но чистенько и уютно.
Маленький Чарли изобретателен не по годам. Сейчас он придумывает, как спихнуть эту рыбину за борт
В рабочий полдень
Жадный капиталист Барон, тянущий жилы из трудового люда, забрал братьев и сестер Чарли Блэкмора и заставил их трудиться от зари до заката. Детишек разлучили: кого-то отправили на железнодорожную станцию, кого-то — на круизный корабль, а кого-то – в небо, на дирижабль. Чарли на работу не взяли, потому что он ростом чуть повыше полевой мыши. В крохотном деревянном тельце бьется храброе сердце — глядя на плачущую маму, Чарли решает спасти братьев и сестер.
Как вы наверняка знаете, матрешка — это расписная кукла, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера; число вложенных кукол обычно от трех и более. На этом принципе и базируется геймплей. В этом чуднОм индустриальном мире живет множество матрешек разных размеров, профессий и нравов. Есть здесь и полицейские, и фотографы, и барабанщики, и знаменитости, и просто вздорные дамы с зонтиками. Все куклы умеют что-то делать. Кто-то пугающе громко орет. Кто-то здорово дерется. Даже круглобокий мужчина, которого мучат газы, не бесполезен — пустив ветры, он способен разогнать любую толпу.
Только маленький Чарли сам ничего не умеет. Он подкрадывается к другим матрешкам сзади, и впрыгивает внутрь. Так Чарли становится на один размер больше и обретает уникальное умение матрешки. Чтобы решить поставленную перед ним задачу, как правило, Чарли нужно быть определенного размера и обладать подходящей случаю способностью. Приходится «перемерить» изрядное число кукол, прежде чем найдется верная комбинация. Иногда требуется быть большим и сильным. В другой раз нужно стать крохотным — чтобы, скажем, проникнуть в труднодоступное место, где даже мышей не встретишь. Порой приходится комбинировать умения сразу двух матрешек.
Путей решения головоломки всегда несколько, и они вполне логичны. Если же вы все равно умудрились запутаться, не переживайте — в игру встроена трехуровневая система подсказок. Сначала вам намекнут, на что следует обратить внимание. Потом укажут точнее. Наконец, прямым текстом объяснят, что нужно делать. За использование подсказок нет никакого наказания, однако не стоит ими увлекаться, чтобы не портить удовольствие от прохождения игры.
Матрешки борются за свои матрешечьи права.
Право на выбор
Как уже было сказано, в Stacking у каждой головоломки есть несколько вариантов решения – до пяти. Здорово пробовать разные подходы и смотреть, каким будет результат. К примеру: на железнодорожной станции забастовка, однако представители местной власти — этакие «три толстяка» — не желают беседовать с народом. Стражники никого к ним не впускают. А Чарли, чтобы освободить брата, нужно во что бы то ни стало выманить эксплуататоров на перрон, к бастующим. Что делать?
Можно обернуться красавицей и отвлечь внимание стражника. Можно барабанным боем выгнать капиталистов из логова. Однако есть способ поизящнее. Помните мужичка, которого пучит от газов? Берете его под контроль, и идете к вентиляции. Разворачиваетесь и портите воздух. Вонища попадает в зал, где прячутся наши «три толстяка», и они в ужасе выбегают вон. Дальше остается лишь проводить их к забастовщикам.
Возможность по-разному выкручиваться из сложных ситуаций делает вторичное прохождение интересным. Игрок в любой момент может вернуться в локацию, где уже завершил свои дела, и попробовать иной способ решения головоломки. В Stacking вообще приветствуется дотошность. Разработчики поощряют знакомство с новыми матрешками и использование их способностей. Как в мультсериале про покемонов, нас призывают заняться коллекционированием и «собрать их всех». Удовольствие на любителя, однако если вы и есть тот самый любитель, исследование игрового мира принесет вам массу удовольствия.
Ключника искали?
Артхаус
Надо признать – сюжет в игре для галочки. Не ждите неожиданных поворотов интриги. Однако это вовсе не означает, что сценаристы попивали прохладительные напитки, пока программисты и художники вкалывали. Как и прочие игры, к которым приложил руку Тим Шефер, Stacking радует отличным юмором. Здесь все сделано с улыбкой: и персонажи смешные, и решения головоломок комичные, и диалоги пусть не заставляют от хохота сползать с дивана на пол, но вызвать усмешку вполне в состоянии.
Время летит за Stacking незаметно. Настолько незаметно, что, казалось бы, только недавно впервые запустил, а уже пошли титры. Игра без труда проходится за 4-5 часов. Для скачиваемого квеста ценой почти в 400 рублей это маловато.
Stacking оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, игра нравится оригинальной задумкой, и талантливым воплощением небанальной идеи в жизнь. Не важно, кому пришла в голову мысль выпустить артхаусную адвенчуру о матрешках. Но как удалось сделать этот кукольный мир настолько живым и искренним? Ведь горю малыша Чарли действительно сопереживаешь и от души ненавидишь Барона и других пузачей-эксплуататоров, и смеешься над местными нравами и знаменитостями. С другой стороны, Stacking не может похвастаться разнообразным геймплеем. Едва проходит первое умиление от знакомства с неожиданным сеттингом и героями, интерес начинает падать. Нет, вы вряд ли пожалеете о потраченном времени, и все-таки с грустью приходится признать: Шефер в очередной раз сделал хорошую игру, которой не светят позиции в топах продаж.