Что делать, если привычный мир рушится и земля уходит из-под ног? Каждый рано или поздно узнает, что Дед Мороз на самом деле — сосед дядя Гена с куском ваты на небритой физиономии, и что за праздником 1 сентября в первый школьный день следуют одиннадцать лет беспросветной каторги. Такие потрясения должны готовить зреющую личность к более серьезным лишениям и тяготам жизненного пути.
Но все иначе, когда ты живешь в светлом будущем, где космические корабли действительно бороздят просторы: ты никогда не верил в сказки, скорее всего, не ходил в школу, привык решать проблемы грубой силой и руководствоваться принципом «начальник всегда прав». В этом случае организм оказывается недостаточно устойчив к стрессам.
Поэтому главный герой Bulletstorm Грейсон Хант просто сбежал. Всю свою жизнь он посвятил служению Родине, но однажды узнал, что приказы ему отдает законченный подонок, по указке которого Грейсон убивал ни в чем не повинных людей. Громко хлопнув дверью и пришибив при этом нескольких преследователей, Хант вместе с верной командой погрузился в звездолет и гордо ушел за границы густонаселенного космоса. Там вольные охотники принялись увлеченно пиратствовать, стараясь как можно больше досадить ненавистной Конфедерации.
«Безумный Макс» встречает «Аватара»
Образ главного героя прямо-таки соткан из космическо-пиратской романтики. Статный качок с густой шевелюрой, строго очерченными скулами и мужественным взглядом, Грейсон постоянно глушит все, что горит, и беспрестанно сквернословит. Пьяный, но отважный, грубый, но справедливый — он истинный герой боевиков двадцатилетней давности, мода на которые, похоже, возвращается как в кино («Неудержимые», «Команда А»), так и в играх.
Прелести межзвездного пиратства авторы дают прочувствовать в первые же минуты. Вышвырнув посланного за его головой наемника в открытый космос, Грейсон отправляется промочить горло, но попадает в переплет: взрыв гранаты разгерметизирует отсек. Ханта чуть не засасывает в черную бездну, а затем сигнал тревоги и вовсе не оставляет места пьяным шуточкам. Нервозная беготня по заваленным металлическим хламом коридорам, беспорядочная пальба из турели по флагманскому крейсеру Конфедерации и как итог — аварийная посадка на планету, какими фантасты грезили и грезят по сей день.
Сверкающие под солнцем моря и нежная тропическая зелень окружают величественный мегаполис с диковинными силуэтами зданий. Город подернут пеленой увядания и кишит деградировавшими уродами, жаждущими крови пришельцев. А чужаки в данном случае — Хант с единственным выжившим напарником да экипаж того самого крейсера, который после атаки благородных пиратов также был вынужден жестко сесть на поверхность.
В глубокой заднице космоса...
Игру делали психи
В итоге разработчики получили идеальный набор для убойного фантастического шутера: попсовую завязку, не раз доказывавшую свою состоятельность, и универсальную площадку для боевых действий — Загадочную Планету. Дело оставалось за малым — сделать путешествие по самым гиблым уголкам неведомого мира по-настоящему незабываемым. Команде, некогда прославившейся безумным экшеном Painkiller, это вполне удалось.
Костяк Bulletstorm — это не крепкий сценарий и даже не великолепные декорации, а непосредственно убийства. Разработчики ненавязчиво, но уверенно толкают игроков к смелым и где-то даже извращенным экспериментам в области умерщвления противников. Быть великодушным солдатом, всячески избегающим издевательств над врагом, здесь нельзя — как, например, нельзя было не давить пешеходов в легендарном Carmageddon.
Это если, конечно, вы не хотите всю игру экономить патроны и стрелять лишь из пары-тройки стволов без всяких дополнительных прибамбасов. За изобретательные убийства герой поощряется очками, необходимыми для покупки новых видов оружия, боеприпасов и всестороннего совершенствования арсенала. Так, проявив немного смекалки и жестокости, можно разжиться зажигательными патронами к пистолету, закупить «спецвыстрелы» для автомата и разблокировать какую-нибудь экзотическую пушку. Например, установку, выстреливающую двумя скрепленными тросом гранатами. Обвиваясь вокруг врага, они взрываются, ювелирно отделяя фрагменты тела друг от друга.
Такой способ расправы обязательно вознаградится, но это — капля в море. Можно еще сносить выстрелами головы, аккуратно разрывать нападающих пополам (достижение «Топлес»!), стрелять им по ногам или, скажем, в пах. Однако самые ценные изуверства связаны с контактным боем.
Для более тесного общения с противниками у Грейсона есть энергетический кнут и нога в тяжелом ботинке. Первым можно хватать и подтаскивать, а вторым хорошо раздавать мощные пинки. Как только неприятель уходит в свободный полет, отправленный туда ботинком или кнутом, время замедляется, давая возможность прицелиться поточнее. Попадание в зад обеспечит одну награду, в голову — другую, в пах — третью и так далее. Все предлагаемые авторами способы убийства сведены в удобную табличку, детальное изучение которой неизбежно приводит к одному выводу — игру делали психи. Кто же еще будет поощрять игрока за насаживание врагов на метровые иглы гигантских кактусов или умерщвление несчастных в электрических ловушках?
Особый шик — проделать все это в плавном скольжении. Грейсон не умеет прыгать, по крайней мере, там, где этого не требует сценарий, зато отлично катается на спине. С маломальской возвышенности можно красиво скатиться, как по водной горке. И если в конце склона притаился враг, у героя появляется отличная возможность наподдать бедолаге с разгона. Грех ее упускать!
Аборигены, впрочем, тоже не церемонятся и наваливаются на чужаков всем миром, демонстрируя завидный фанатизм. Так, добрая треть местных панков предпочитает огнестрельному оружию здоровенные тесаки и с безумным воплем бросается под пули. Другие же охотно пользуются автоматами, причем лихорадочно жмут на спусковой крючок, даже кувыркаясь в воздухе после крепкого пинка. Трудно отделаться от ассоциаций с фейерверком-бабочкой. Третьи и вовсе не рассчитывают выйти из боя живыми и прут напролом, увешавшись взрывчаткой. Кто все эти неадекватные люди и как им удалось отгрохать на планете такой мегаполис (и им ли вообще) — одна из загадок игры.
В альтернативном режиме стрельбы автомат выплевывает сразу весь магазин — результат налицо
Яйца величиной с бульдозер
При всей своей брутальности и кровавости Bulletstorm — не интерактивная камера пыток, где только и нужно, что изощренно кромсать всяких болванов. Путь героев определяется сюжетом, не лишенным интриги и напряженных моментов, способных вызвать учащенное сердцебиение даже у искушенного игрока. Причем каждая сцена захватывает чем-то своим, а потому неизбежно врезается в память.
Прогулку по горам трудно забыть из-за величественных видов острых вершин, залитых лучами низко висящего солнца. Многоярусный город гопников-аборигенов, частично построенный в кронах деревьев, запоминается взрывными в прямом смысле боями — на каждом шагу там попадаются бочки с горючим, которые можно бросать во врагов и подстреливать на лету. В подземелье Грейсона поджидают яйца величиной с бульдозер и отложившая их мамаша — от разъяренной рептилии приходится рвать когти на предельной скорости под аккомпанемент грохочущего камнепада. Ну а безумному заезду на поезде, за которым катится гигантское, высотой с многоэтажный дом колесо, и вовсе место в учебниках по геймдизайну.
Туда же можно отправить перестрелку среди игрушечных зданий, где каждый небоскреб чуть выше человека. И дистанционно управляемого рободинозавра как один из видов оружия. Впрочем, все это уже должно быть на страницах пособий, ведь незабвенные Duke Nukem 3D и Shadow Warrior изобиловали подобными приколами. Сила авторов Bulletstorm в том, что они в нужный момент вытащили на поверхность классические принципы шутеростроения и так ловко адаптировали их к современным реалиям, что даже у пресытившейся публики от восторга зачесался кончик носа. Примерно то же самое должен сделать Duke Nukem Forever, только пока одни обещают, другие действуют — и срывают банк!