Когда-то жанр «тайкунов» был весьма популярен на PC и охватывал самые разные отрасли — от железнодорожного сообщения до содержания парков развлечений. Игра от дебютантов из финской студии Colossal Order — этакий гость из прошлого, в котором про всякие «фермы» никто и не слышал. Для вящей аутентичности продукт умещается на одном CD. Вы когда вообще последний раз видели игру на компакт-диске? Вот-вот. Срочно покупайте, будете потом внукам показывать как раритет.
Осторожно, двери закрываются
Определенные опасения получить малобюджетную поделку не оставляли вплоть до запуска. Однако, начиная прямо со стартового меню, проект оставляет весьма положительное впечатление. Катаются туда-сюда трамвайчики, звучит приятная музыка, самое время ознакомиться с обучающим режимом (сделан он отлично и включен, кстати, в демо-версию). Прямо в нем вам рассказывают о большинстве возможностей и дают опробовать их, после чего отправляют проходить кампанию.
«Сюжетная» часть покрывает временной промежуток с 1920 по 2020 годы и поручает игроку руководство транспортными системами четырех европейских мегаполисов в разные периоды их развития: Берлина, Амстердама, Хельсинки и Вены. В каждом городе свои проблемы и особенности, которые нарастают по сложности; после прохождения кампании каждый из 12 сценариев можно переигрывать отдельно.
Видов транспорта под нашим началом пять: автобусы, трамваи, метро, катера и вертолеты. Налаживать сообщение для каждого из них можно практически одинаково: намечаем остановки по ходу движения (для трамваев и метро сперва еще нужно проложить рельсы), объединяем их в один маршрут (он очень удобно заранее подсвечивается — следите, чтобы не было лишних петель) и приписываем к линии нужное количество транспортных средств. Они отличаются вместимостью, привлекательностью для публики и вероятностью поломки — так что самый дорогой автобус вовсе не обязательно лучший. Нажимаем на зеленый флажок — и готово: горожане устремляются покупать билеты, и в кассу рекой текут денежки. Ага, так вы и поверили, что все так просто.
В этом ролике заметно, как много внимания разработчики уделили разного рода милым деталям
Чисто, как в трамвае
Конечно, уже на данном этапе начинаются тонкости: остановки нужно возводить не абы где, а стараясь захватить в их «зону покрытия» как можно больше зданий поблизости; к местам массового скопления народа (вокзал, например, или университет) желательно подвести как можно больше разных транспортных маршрутов, протянутых как можно дальше. Да и за трафиком (про частный транспорт забывать нельзя) необходимо следить: протащите рельсы по узкой улочке, да еще где-нибудь перед мостом — гарантированно получите постоянную пробку.
Конечно, строить пути по всему городу — никаких денег не хватит, поэтому куда и зачем проводить маршруты, вам расскажет мэр, постоянно подкидывающий задания: провести новую ветку надземки в аэропорт, обеспечить приток посетителей в парк аттракционов, накопить денег на постройку метро... Кроме того, с небольшими просьбами время от времени обращаются другие местные шишки и шишечки: епископу понадобится, чтобы прихожанам было удобно ездить в церковь, глава бойскаутов попросит пустить автобус в сторону их загородного штаба и так далее. Выполнять эти задания не обязательно, но это неплохой источник финансирования и хороший способ поднять репутацию компании.
На линиях всегда должно быть как можно больше средств передвижения — если, скажем, автобусов недостаточно, на остановках начнут скапливаться огромные толпы недовольных граждан. Репутация компании покатится по наклонной, а число желающих воспользоваться вашими услугами снизится. Меж тем каждая новая машина — это не только расходы на ее покупку, но и затраты на бензин/электричество, зарплату водителей, содержание в рабочем состоянии (экономить на ТО — только себе дороже выйдет, каждый сломавшийся автобус останавливает работу всей линии).
Свой родной Хельсинки разработчики воссоздали с особым тщанием
Deeper underground
Расходы можно, конечно, компенсировать повышением цен на билеты, но слишком увлечетесь — получите дурную славу. Игра эмулирует в реальном времени изменения экономического климата: начнется кризис местного масштаба — прежние цены на ваши услуги на фоне общей безработицы покажутся грабительскими, наступят сытые годы — радуйтесь дополнительным поступлениям в бюджет.
Все эти проблемы остро ощущаются уже в первом сценарии, Берлине 20-х годов: техника примитивная и часто ломается, пассажиров в эти рыдваны помещается мало, ездят они с черепашьей скоростью, в общем, ничего кроме головной боли и постоянного недовольства жителей. «Нам нужны деньги на новый проект, — говорит мэр. — Ради этого придется взять ссуду у банка, но не бойся, мы быстро окупим расходы, ведь это революция в мире транспорта — подземная железная дорога!»
Банков существует несколько видов, отличаются они размером выплачиваемых процентов и сроками погашения долга. Можно взять сразу несколько кредитов — правда, с все более жесткими условиями и на меньшую сумму. Но деньги занимать все равно придется: без этого о постройке тоннелей и станций нечего и думать. Метро — штука очень дорогостоящая, но и чрезвычайно удобная. Пути под землей тянуть можно как душе угодно, не пытаясь вписаться в существующие улицы и проспекты, и даже реки не становятся препятствием — строительство можно вести сразу на двух уровнях, проводя тоннели друг над другом. Как выйдете за пределы города — можно переключиться на более дешевую надземку, а в самых крайних случаях (скажем, трасса проходит через шоссе) построить эстакаду.
Если вдруг инновации не привлекают пассажиров, можно прибегнуть к рекламе. Ее здесь тоже несколько разновидностей, и каждая направлена на определенные прослойки общества: работяги не дружат с интернетом (да и вообще большую часть времени такая возможность недоступна — не изобрели-с), зато слушают радио и читают газеты, а, скажем, студенты всегда на переднем крае освоения технологий, и до них проще достучаться через телевизор. Построите новую станцию возле университета — имейте в виду.
Что удивительно, несмотря на всю сложность работающих внутри игры механизмов, разработчикам удалось облечь все в очень доступную форму. Все меню интуитивно понятны, иконки говорят сами за себя, все, что необходимо увидеть, подсвечивается, что не нужно — можно отключить, а в бегущей строке внизу экрана всегда расскажут последние новости и дадут знать о проблемах. Двойной щелчок — и, пожалуйста, разбирайтесь со сломавшимся трамваем или стройте новую развязку на постоянно забитом пробками участке.
Речной транспорт востребован в городах с множеством речек и каналов, вроде Амстердама
Город в движении
Изначальный релиз, конечно, не обошелся без неприятных ошибок, но Colossal Order оперативно выпускают патчи, а прилагающийся к игре редактор карт наверняка обеспечит ей долгую жизнь — так, на российском фэнсайте http://citiesinmotion.ru уже ведутся работы по воссозданию Минска и выкладываются другие любительские творения и моды. И не смотрите, что игра весит всего 400 мегабайт: разработчикам удалось запихнуть в такой объем вполне симпатичный движок, способный обработать тысячи мелких деталей одновременно.
Русское название, к сожалению, совсем не передает магии, отраженной в оригинальном заголовке. А ведь, когда все идет как надо, картина получается просто-таки завораживающая: горожане спешат на работу или гуляют по рыночным площадям и скверам, снуют туда-сюда вагончики и автобусы, выгружают и принимают людей, по улицам спешат куда-то легковушки и грузовики, на вокзал приходят поезда, по реке плывут баржи и прогулочные катера, лес в парках и на окраинах качается на ветру, да время от времени пройдет на посадку самолет. Вот загорелся какой-то склад, примчались пожарные машины, сразу же образовалась пробка. Город, словно живой организм с пульсирующими артериями-проспектами и венами-рельсами, раскинулся и как будто дышит перед вами — вкупе с прекрасной фоновой музыкой на это зрелище можно любоваться часами. Только вот дыры в бюджете залатать бы поскорей!
1374 Прочтений • [Обзор: Cities in Motion] [21.05.2012] [Комментариев: 0]