Оригинальной Beyond Good & Evil не повезло с продажами. В 2003 году Ubisoft так и не сумели толком объяснить публике, чем же так хорош этот приключенческий экшен. Одни ждали от автора игры Мишеля Анселя платформера в духе его же Rayman. Других отпугнуло невнятное название, позаимствованное у Ницше («За гранью добра и зла»). Третьи так и не смогли принять мир, в котором люди сосуществуют с говорящими свиньями и детишками с овечьим ликом.
Однако судьба дала игре второй шанс в виде HD-римейка. Графику подтянули до разрешения в 720p, улучшили модели персонажей и текстуры, подвергли ремастерингу саундтрек. Beyond Good & Evil HD уже вышла в XBLA, а в мае появится в PSN. Стоит она всего 10 баксов, поэтому тем, кто когда-то прошел, самое время заново пережить приключения юной Джейд, а тем, кто пропустил, и думать нечего: надо покупать и наслаждаться.
Теория заговора
Далекое будущее. В галактике неспокойно — враждебная раса под названием домз атакует одну планету за другой и похищает жителей. Корпус Альфа, этакий звездный спецназ, защищает народ от агрессоров, но спасти всех не получается. Пришельцы напали даже на сиротский приют на планете Хиллис. Если бы не отважная 20-летняя Джейд и ее дядя, антропоморфный свин Пей’Дж, унесли бы детишек в неведомые дали.
Зеленоглазая девушка-фотограф, главная героиня игры, упоминается в большинстве рейтингов, посвященных выдающимся «киберженщинам». Причем любят ее не за соблазнительные формы и не за умение мастерски стрелять из любого оружия. Мишель Ансель сознательно пренебрег стереотипами. Поначалу он сделал Джейд сногсшибательной красавицей, но потом перерисовал, посчитав, что за привлекательной внешностью игроки могут не разглядеть ее богатый внутренний мир. Он нарядил девушку просто и функционально, не пытаясь привлечь внимание оголенной плотью.
Скрытность помогает Джейд выживать
Beyond Good & Evil HD — это история становления героя. Как во «Властелине колец», «Матрице» или «Аватаре». Девочка, оставленная родителями на попечение дяди Пей’Джа, выросла уверенной, самостоятельной, умеющей постоять за себя. Как и положено решительным интеллектуалкам, Джейд имеет собственное мнение по любому вопросу и готова бороться за свои идеалы. Волею судеб она оказалась в эпицентре вселенского заговора. Но не убоялась. Пусть генерал Кек, военный диктатор, стоящий во главе галактического правительства, притворяется, что защищает своих граждан от домз — Джейд не проведешь.
Повстанцы из «Сети ИРИС» подтвердили худшие опасения: диктатор помогает пришельцам. Однако народ одурманен правительственной пропагандой и не верит «террористам». Нужны неопровержимые доказательства. Только Джейд способна разоблачить величайший заговор в галактике и спасти любимого дядю Пей’Джа. Почему именно она? Потому что она не просто сирота, а... стоп, стоп, стоп! Не будем раскрывать все секреты.
За гранью добра и зла
Самое сложное в профессии геймдизайнера — создать интересный, привлекательный и обязательно правдоподобный мир. Кому захочется разыгрывать «спектакль» в картонных декорациях? Однако Мишель Ансель считается гением не за красивые глаза. Пусть на планете Хиллис антропоморфные зверята сосуществуют с людьми и жуткими монстрами, дикое смешение народов и культур кажется вполне естественным. Как-то сразу свыкаешься с мыслью, что запчастями на планете торгуют этакие прямоходящие носороги, в баре обосновался инопланетянин-наперсточник, а главная валюта — жемчужины, остающиеся на месте павших боссов домз.
И все же Beyond Good & Evil HD с ходу не понять. Поначалу игра кажется этакой незатейливой аркадой с однокнопочной боевкой. Однако по мере того как закручивается интрига, начинаешь понимать, что неспроста игра позаимствовала свое название у Ницше. Темы, которые поднимает Ансель, действительно находятся «за гранью добра и зла». Предназначение, предательство, любовь, самопожертвование — здесь есть все это и даже больше.
Это, впрочем, вовсе не означает, что игра лишена юмора. Собственно, приключения Джейд начинаются с сатирической сцены: в сиротском приюте, где живет девушка, отключили защитное поле за неуплату, и остров с маяком стал уязвимым для атак пришельцев. А агент повстанцев Дабл-Эйч? Он попал в плен и от пыток слегка рехнулся. Какие пламенные речи он произносит — обхохочешься.
Хиллис здорово напоминает Венецию
Правда сильнее всего
Наша героиня увлекается не только йогой — орудуя боевым посохом, она уверенно объясняет домз, что с ней лучше не связываться. Система сражений тут однокнопочная — знай себе лупцуй врагов посохом и уворачивайся в прыжке от контратак. По ходу игры Джейд также обзаведется метателем гиро-дисков, однако стрельба в игре чисто для галочки. В бою прицелиться просто не успеваешь. Метатель больше пригодится для решения головоломок: например, можно выстрелить в кнопку, расположенную вне зоны досягаемости, и открыть дверь.
Впрочем, воевать в открытую придется нечасто. Как положено разведчику, Джейд действует в основном скрытно. Она пробирается во вражеский тыл и собирает улики. Противник слишком силен, чтобы идти напролом. Пусть Джейд и может постоять за себя, против звездного спецназа у нее мало шансов. С одним бойцом Альфы она еще справится (проще всего подкрасться сзади и нанести удар в уязвимое место — кислородный баллон), но с двумя-тремя — уже проблематично. К счастью, элитные солдаты давно утратили человеческий облик, а с ним и немалую долю бдительности. На засекреченных объектах, вверенных им под охрану, они передвигаются по одному и тому же маршруту и порой не слышат, как кто-то крадется у них за спиной. Зеленоглазая шпионка бесшумно перемещается из комнаты в комнату и добывает доказательства сговора между домз и диктатором Кеком.
Главное оружие Джейд — это фотоаппарат. С его помощью она не только собирает улики. Съемки позволяют девушке сводить концы с концами. Научный центр платит деньги за фото живых существ, обитающих на Хиллисе. Бонусом за каждую отснятую пленку служит жемчужина. Приходится рисковать и фотографировать даже боссов домз в пылу битвы — все-таки 3500 кредитов на дороге не валяются.
Повстанцы в сборе
Скучно не будет
Геймплей Beyond Good & Evil HD приятно радует разнообразием. Большую часть времени Джейд исследует пещеры и засекреченные объекты. Ей нравится работать в паре. Дядюшка Пей’Дж ловко управляется со здоровенными кусачками и прорезает дыры в проволочных заграждениях. Чудной Дабл-Эйч всем инструментам предпочитает собственную голову — он способен темечком выбить любую решетку. Иногда помощь друга нужна, чтобы открыть дверь или забраться куда-нибудь на верхотуру. Кроме того, напарник здорово выручает в сражениях с боссами. Здесь тактика проста: не лезть на рожон, искать уязвимые места в защите противника и вовремя подлечиваться.
Когда нужны деньги, мы бегаем по окрестностям и исследуем далекие пещеры в поисках редких животных и спрятанных жемчужин. Поскольку поверхность планеты Хиллис на 90 процентов покрыта водой, немало времени придется провести на катере-ховеркрафте. И даже поучаствовать в гонках. Ховеркрафт легок и непослушен, не если наловчиться, можно занимать призовые места в соревнованиях.
Есть и мини-игры. В баре можно сразиться в аэрохоккей или попробовать обхитрить наперсточника. Высокие ставки приветствуются, но увлекаться не стоит — чем больше денег на кону, тем сложнее выиграть. Можно в пять минут остаться без гроша в кармане.
Beyond Good & Evil 2003 года была полна обаяния и драйва, и за восемь лет ничуть не утратила этих качеств. HD-версия предлагает картинку на уровне других продуктов, продаваемых в XBLA и PSN. Геймплей отнюдь не устарел. Персонажи так же быстро, как и прежде, становятся родными.
К игре даже не хочется придираться. Да, порой камера шалит. Да, ховеркрафт ведет себя вопреки здравому смыслу и законам физики. Сюжет оборван на полуфразе, и это не может не расстраивать. Однако плюсов у Beyond Good & Evil HD все равно больше. Это отличная игра с хорошо рассказанной историей. Остается только пожелать, чтобы хорошие продажи римейка подстегнули разработку сиквела, а тот в свою очередь превзошел скромный коммерческий успех первой игры.