Подобно осенним заморозкам или колебаниям курса доллара, сиквелы вроде Killzone 3 принадлежат к той категории неизбежных и предсказуемых явлений, которые привлекают всеобщее внимание, но при этом мало кого способны удивить. До третьей части добирается далеко не всякий игровой сериал, и это, безусловно, верный признак его коммерческой состоятельности, однако возникает закономерный вопрос — что же особенного осталось несделанным в первых двух частях, что можно интересно подать в третьей?
Слепила из того, что было
Внятно ответить на этот вопрос сотрудники Guerrilla Games, увы, не в состоянии. Перед нами, по сути, все та же Killzone 2 в первозданном виде, только прикрытая, как фиговым листом, набором забав, надерганных из других игр. Авторы старательно пускают пыль в глаза, чтобы замаскировать всякими джетпаками и экзоскелетами свой идейный кризис, но проблему эта уловка не решает. Не считая поддержки стереоскопического 3D и PlayStation Move, Killzone 3 мало отличается от предшественницы. Если та в сравнении с довольно посредственной Killzone (PS2, 2004 год) смотрелась потрясающе, то у третьей части такого преимущества нет — эффект новизны отсутствует напрочь. Это, скорее, повторение пройденного, нежели освоение новых территорий.
Другой вопрос — как к этому относиться. Есть масса сиквелов, где отсутствие каких-то принципиальных инноваций никого не смущает — взять хотя бы StarCraft II. Проблема Killzone 3 в другом. Сваленные в кучу аттракционы (тут и полеты на космическом истребителе, и лихие заезды на бронетехнике, и долгое сражение с гигантским роботом, и даже перестрелка в невесомости) выполняют свою развлекательную функцию, но не складываются в последовательное и увлекательное приключение.
Сценарий, который и раньше не потрясал драматизмом, скатился до непристойно низкого уровня. Это наигранное, изобилующее логическими нестыковками, штампами и откровенными глупостями безобразие выглядит особенно дико на фоне шикарных моделей персонажей, детально проработанных фонов и прочего художественного великолепия. Раздражает и то, что эпизоды дрянного водевиля про космических фашистов показывают весьма часто.
Бывает, что откровенно слабый сюжет стараются свести к минимуму, чтобы не позориться. Иногда сильный сценарий призван замаскировать бюджетно-технические проблемы. И то, и другое понятно. Но вот ситуация, когда дурно поставленную и отвратительно сыгранную тягомотину с опереточными злодеями и плоскими героями выпячивают так, будто в режиссерском кресле сидел сам Джеймс Кэмерон, мягко говоря, озадачивает.
В отличие от драматической составляющей экшен-сцены удались очень хорошо
Как дед служил
Впрочем, если исходить из позиции, что сюжет для шутера — дело десятое, то возмущаться больше нечем. Новая Killzone по-прежнему одна из самых графически сильных игр не только на PS3, но и на рынке вообще. Дизайн уровней хорош: полуразрушенный ядерным взрывом город, своеобразные хелганские джунгли, заснеженные горы, морские платформы, оружейная фабрика, орбитальная станция — все это очень красиво. Дизайнеры и художники поработали на славу, и, несмотря на глупых персонажей, «фашистская» эстетика выглядит весьма впечатляюще.
В ходе миссий перед вами ставят хотя и страдающие от недостатка логики, но все равно интересные задачи. Арсенал выше всяческих похвал: различия ТТХ у стволов вполне ощутимы, у каждого есть свои преимущества, все обладают характерной «весомостью» — стрелять из них приятно. Среди новинок — могучая ПТУР StA-X3 W. A. S. P и пушка, напоминающая приснопамятную BFG-9000: шар зеленой плазмы дезинтегрирует оказавшихся у него на пути незадачливых хелгастов.
Искусственный интеллект противников достаточно адекватен, чтобы воевать было не скучно. Тренировочные боты в мультиплеере на высоком уровне сложности даже заставляют попотеть. А вот поведение союзников частенько вызывает недоумение. К счастью, нужды в них особой нет, ребята разве что могут воскресить павшего героя. Словом, в режиме для одного игрока Killzone 3 — это очередной крепкий шутер с дурацким сюжетом, каких немало. Одиночную кампанию, кстати, можно проходить вдвоем, но только в режиме разделенного экрана.
Мультиплеер зачастую выглядит не менее кинематографично, чем кампания
Человек человеку — фраг
Многопользовательским режимом Killzone 3 превзошла даже предыдущую часть трилогии, что само по себе оправдывает существование этого спорного сиквела. Система классов стала проще: их осталось пять вместо семи, но с возможностью подбирать трофейные стволы игрок вполне может выступить, скажем, в роли снайпера, сохраняя при этом умения инженера. В комплекте с игрой идет восемь мультиплеерных карт, поддерживающих разные игровые режимы. Две карты из Killzone 2 продаются в качестве DLC Reclaimed Territory, еще две будет в DLC Steel Rain.
Наиболее популярным остается режим Warzone (до 24 участников), где командам по ходу действия ставятся различные боевые задачи: уничтожить определенного игрока, захватить и удержать контрольные точки, найти и принести на базу агитационный громкоговоритель (разновидность Capture the Flag) и т. п. Появился режим Guerrilla Warfare — незатейливый командный deathmatch на 16 человек — новинка сомнительная и народу привлекает немного. До 16 игроков предусмотрено и в режиме Operations (он поддерживает пока лишь три карты), где командам предлагаются обусловленные локацией задачи. Обычно силы ISA пытаются что-нибудь взорвать, а хелгасты им мешают.
По мере прокачки классы можно оснащать дополнительными вариантами вооружения и перками вроде брони или бесшумного передвижения. Также в течение одного матча за разные достижения выдаются бонусы — ускоренная перезарядка, частичное автоприцеливание, двойной опыт за убийства и т. п. Приятное нововведение — Brutal melee — жестокая рукопашная экзекуция, особенно полезная для классов Infiltrator (маскируется под вражеских солдат) и Marksman (способен быть невидимым).
Конструкция за спиной огнеметчика — гигантский шагающий робот, с которым предстоит сразиться ближе к финалу
Стреляй в телевизор
Killzone 3 — пока что самый крутой шутер, поддерживающий PlayStation Move. На ее примере можно оценить преимущества и недостатки этой технологии применительно к классическим типам игрового процесса. С помощью контроллеров Move можно достаточно быстро и точно прицеливаться, особенно если разжиться приспособлением типа «автомат», в который вставляются оба контроллера. Только надо грамотно откалибровать устройство, иначе меткость будет не ахти. Играть, пожалуй, удобнее стоя, хотя это несколько утомительно.
Важный нюанс: с мышью и геймпадом прицел всегда находится в центре экрана, зато в случае с Move то, куда вы смотрите, и то, куда вы стреляете — это не одно и то же. Целеуказатель свободно перемещается по экрану. Необходимо вывести его за пределы «зоны прицеливания», чтобы развернуть персонажа в соответствующую сторону. Чем-то напоминает манипуляции с курсором мыши в стратегиях: для передвижения камеры требуется подвести его к границе экрана. Только в Killzone 3 эту границу можно задавать самостоятельно. Управление можно настроить так, чтобы оно максимально напоминало привычную схему прицеливания, а можно попытаться освоить новые навыки. У обоих вариантов есть свои плюсы и минусы — за вычетом легкой задержки сигнала, Move почти так же удобен, как тандем клавиатуры и мыши.
В каком-то смысле Killzone 3 стала разочарованием: хотелось, конечно, не «старых песен о главном», а нового откровения. Делали ее явно не потому, что было что сказать, а потому что просто работа такая. С другой стороны, объективно игру нельзя назвать плохой — она почти ничем не хуже своей великолепной предшественницы, а в чем-то и превосходит ее. Killzone 3 можно смело рекомендовать и тем, кто не знаком с серией вообще, и тем, кто был в восторге от Killzone 2 и жаждет вновь поучаствовать в сражениях на Хелгане. Ну а тем, кто остался равнодушен к серии два года назад, ловить по-прежнему нечего.