За пять лет можно получить высшее образование, освоить совершенно незнакомую профессию, написать пару книг, дважды слетать до Марса и обратно. И уж, конечно, пяти лет достаточно для создания двух, а то и трех хороших видеоигр. Судите сами: Need for Speed: Shift — два года разработки, Colin McRae: Dirt 2 — чуть более года. Но на Gran Turismo 5 у Polyphony Digital ушло именно пять лет. Чем, спрашивается, они там вообще занимались?
Ответ открывается далеко не сразу. Нужно провести в виртуальной кабине несколько часов и перепробовать не менее пяти принципиально разных болидов, чтобы осознать — японские разработчики справились со своими задачами вполне оперативно, хоть и не без огрехов. Если в Shift доминируют кольцевые заезды по специальным трекам, а Dirt целиком посвящена ралли во всем их многообразии, то Gran Turismo 5 охватывает практически все мыслимые автомобильные соревнования.
Дайте игре проявить себя
Начинается все с невинных «воскресных кубков» и тому подобных любительских заездов, в которых каждый соревнуется на том, что бог послал. Новенькая малолитражка, бок о бок пыхтящая со старым седаном представительского класса, — обычное дело в таких состязаниях. Но это — лишь верхушка автомобильного айсберга, на исполинские размеры которого недвусмысленно намекает вступительный видеоролик. К слову, один из самых продолжительных и вдохновляющих за всю историю жанра.
Если погрузиться глубже, то за «воскресными кубками» эксцентричных гонщиков-коллекционеров поджидают битвы маслкаров, состязания пикапов, чемпионат по картингу, полноценные ралли с умилительно серьезным штурманом на пассажирском сиденье, гонки Формулы-1, заезды NASCAR и совершенно безумные соревнования с участием суперкаров стоимостью свыше 10 000 000 кредитов. Для сравнения, BMW 3 и Mazda RX8 по цене не дотягивают и до 100 000 кредитов.
Предустановленные настройки вождения могут изрядно удивить. Как будто опасаясь распугать аудиторию в самом начале пути, разработчики по умолчанию включили массу вспомогательных систем, из-за чего пухлая Toyota Vitz 2007, невесомый карт и полноприводная Alfa Romeo Brera влетают в крутые повороты с одинаково неправдоподобной легкостью. Только шины скрипят так, что волосы на загривке шевелятся.
Чтобы устранить эту нелепицу, достаточно пару минут покопаться в опциях. Заодно можно поколдовать над кнопками управления, так как по умолчанию разработчики предлагают регулировать газ правим стиком. После непродолжительной адаптации Gran Turismo 5 превращается в обещанный симулятор с уникальными ощущениями от управления каждым болидом. Да и поведение машин на разном грунте реализовано великолепно, нужно лишь позволить игре проявить себя.
Грозно взрыкивающий концепт-кар Toyota отчаянно штормит на треке с гравием, где непросто удержать траекторию даже на прямой, не говоря уж о том, чтобы без запинки войти в поворот. Легонький карт дарит ощущение скольжения по асфальту на собственной заднице со скоростью далеко за 100 км/ч. Ну а счастливых обладателей суперкаров прямо-таки размазывает по сиденью при космическом ускорении. Каждый новый заезд — это не красивые виражи, не повороты юзом с дымом из-под колес и уж, конечно, не эффектные аварии. Главное в игре — разнообразные и неизменно яркие, как желтая Audi A4 в солнечный день, впечатления от управления автомобилем.
В дождливую погоду нужно тщательно выбирать резину
Краш-тестов не будет
Впечатления будут яркими до тех пор, пока вы не протараните бортом забор или не воткнетесь на полном ходу в задний бампер соперника-тихохода. После первого же удара язык не поворачивается называть Gran Turismo 5 симулятором. Вместо грохота и скрежета металла, звона разбитого стекла и треска лопающегося пластика раздается глухой шлепок упавшего с шифоньера кота. При этом у автомобиля в лучшем случае появляются зазоры в стыках бампера с крыльями. И это после удара на скорости далеко за сотню! Опять же, с дороги авто никуда не улетает — лишь уходит в занос, и то не всегда. Проскакивать повороты без торможения, ловко гася инерцию о бока соперников, — легче легкого. Единственный способ избежать культурного шока от столь оригинальной физики — допускать как можно меньше столкновений. Тем более что удары гасят вашу скорость, а значит, появляется риск опоздать к разбору призовых мест на финише.
К тому же повреждения автомобиль все-таки получает, хотя придется постараться, чтобы их почувствовать. В игре даже предусмотрена автомастерская, где опытные «сервисмены» с радостью окажут истрепавшемуся в многочисленных заездах стальному коню первую помощь. Например, можно вернуть жесткость не единожды мятому (чисто номинально, поскольку визуально заметить что-либо трудно) кузову, перебрать охрипший движок и даже сменить масло. Установка спойлеров, автомойка, замена и покраска дисков также есть в списке услуг — успевай только раскошеливаться.
Правда, на «Мастерскую» в главном меню внимание обращаешь в последнюю очередь, так как первое время чувствуешь себя шопоголиком в новом гипермаркете. На экране призывно светятся разноцветные окошки не всегда очевидного назначения. Щелкая по ним курсором, можно углубиться в такие дебри, что забудете, что вообще искали. Со временем, конечно, приходит понимание, что для проекта с таким необъятным содержанием интерфейс получился вполне адекватным и даже стильным.
Вид изнутри одновременно и наиболее функциональный, и эффектный
Маленькая хитрость
Авторы игры предлагают попробовать силы в режимах A-Spec и B-Spec. Но в процессе выясняется, что поучаствовать в автомобильных соревнованиях лично можно только в спецификации «A». Вторая же подразумевает этакий пенсионный вариант автоспорта. Самому крутить баранку и давить педали не нужно: все это делает подопечный гонщик. Игрок же выступает сторонним наблюдателем и наставником, рекомендующим тормозить, разгоняться, держать скорость или обгонять. Ничего не скажешь, оригинальная возможность посмотреть заезды с эффектных ракурсов, вдобавок получая за это опыт.
Кстати, опыт в Gran Turismo 5 выдают как за личное участие в гонке, так и за опосредованное. Чем больше у игрока опыта, тем выше его уровень и тем обширнее выбор доступных заездов и автомобилей. Железных коней представлено более тысячи, но без подвоха не обошлось. Высокодетализированных болидов с тщательно проработанными интерьерами и почти безупречным внешним видом меньше трехсот. Остальные — слегка подретушированные модели из предыдущих частей, которые ощутимо выделяются в игре 2010 года, созданной для одной из ведущих в технологическом плане консолей. Это — едва ли не главная причин недовольства всех, кто ждал от Gran Turismo 5 совершенства.
Общественность отчасти справедливо негодует, что за столько лет кропотливой работы авторы не смогли реализовать свои обещания безоговорочно. С другой стороны, более разнопланового и насыщенного автосимулятора, чем Gran Turismo 5, на сегодняшний день попросту не существует. Открывать для себя новые автомобили и соревнования можно неделями! Именно поэтому бурление и пузырение страстей вокруг игры не отвадит от нее поклонников. В своей категории она объективно лучшая.
1310 Прочтений • [Обзор: Gran Turismo 5] [21.05.2012] [Комментариев: 0]