Чтобы заинтересовать публику, разработчики многих игр, словно бойкие торговцы на восточном рынке, с первой же минуты суетливо демонстрируют нам зрелищные спецэффекты, шикарно поставленные ролики и прочие визуальные красоты. К Shadow Harvest: Phantom Ops все это не относится. Кажется, ее авторы, напротив, всеми силами заставляют нас поскорее удалить игру с компьютера, чтобы никто, не дай бог, не увидел ее главную прелесть — гуттаперчевую шпионку Миру Ли.
Футуристическая скука
Самодельный, отвратительно оптимизированный движок, на котором построена Shadow Harvest: Phantom Ops, отлично подходит для того, чтобы шокировать публику. Темная, грязно-желтая палитра, размытые текстуры, необъяснимые падения частоты смены кадров даже на мощных системах, долгие загрузки уровней — это первое, чем запоминается игра.
В таких малоприятных условиях разворачивается банальный экшен с системой укрытий. На протяжении нескольких миссий мы играем за очередного героя американского спецназа, который прилетел в Сомали в очередной раз спасать мир от очередного диктатора. Правда, события разворачиваются в ближайшем будущем — в 20-ые годы 21 века, когда мир погряз в локальных и не очень конфликтах за ресурсы.
Арон Альварес (так зовут героя) с боем пробивается сквозь улочки Могадишо к президентскому дворцу, где засел местный тиран. Возможности Арона воображение не поражают: он прячется за обильно расставленными укрытиями, палит из нескольких видов оружия (предсказуемые автоматы и дробовики всего нескольких типов), кидает гранаты да лепит взрывчатку на различные объекты.
Задания тоже напоминают стандартную программу современного экшена: пострелять, найти РПГ и подбить танк, встать к станковому пулемету в бронированном джипе, вылезти и снова пострелять. Иногда нужно зайти в тыл вражеской бронемашине, чтобы точным выстрелом снять ее стрелка. О том, что все это происходит в будущем, напоминают разве что механические «дроны» с ракетницами, которые атакуют наш джип.
Кажется, единственное, чем Shadow Harvest: Phantom Ops может выделиться, — это неплохая физическая модель и высокая степень интерактивности. На локациях полно взрывоопасных бочек — подстрелив даже одну, можно вызвать цепную реакцию. Остальные тоже начнут детонировать, разнося в щепки все вокруг. Выглядит это очень эффектно. Кроме того, от выстрелов разрушаются деревянные лестницы, каменные колонны и некоторые укрытия, пусть и не все.
Авторы игры давно тяготеют к футуристической тематике. В 2002 году они сделали первую киберпанковую MMORPG Neocron. Видимо, с тех пор и любят желто-серую палитру
Cherchez la femme
Подробная физическая модель, возможно, и стала причиной того, что Shadow Harvest систематически «подтормаживает». Однако комфортная игра для современной публики важнее взрывающихся бочек. Скорее всего, многие закончат знакомство с Shadow Harvest уже после первых миссий, а зря: дальше начинается самое интересное. На сцену выходит второй главный герой, вернее, героиня — симпатичная девушка в обтягивающем костюме по имени Мира Ли. Как агент секретной организации Phantom Ops, она прибыла в Сомали, чтобы добыть важную информацию из того же дворца, куда направляется Арон. Вскоре им придется объединиться.
У Миры несколько иные методы работы. После того как ее брат погиб, играя с пистолетом, она не любит огнестрельное оружие. «Добрая» барышня предпочитает тихо сворачивать врагам шеи и стрелять им в головы из арбалета. Следовательно, начинают доминировать скрытные методы прохождения. Стелс, правда, не обычный, а футуристический: Мира использует специальную энергию, чтобы на время становиться невидимой и проскальзывать мимо охранников. Помимо обычных стрел в ее арсенале есть нано-болты, которые, попав в человека, не только выводят его из строя, но и делают труп невидимым. Наконец, подкравшись к врагу сзади и схватив его, девушка может либо прикончить бедолагу (тогда тело легко обнаружат), либо ударить нано-перчаткой с лезвиями, чтобы тело противника стало прозрачным. Запасы энергии ограничены, и расходовать ее нужно аккуратно.
Конечно, в Shadow Harvest нельзя переодеваться во вражескую форму, ползать под потолком или отстреливать лампочки, чтобы ликвидировать источники света. Допускается разве что отвлекать охранников звуками выстрелов. Тем не менее, играть за Миру все равно сложно и интересно: сказываются ее высокотехнологичный арсенал и достаточно высокий интеллект врагов.
Когда действие выходит за пределы Сомали, картинка преображается
Вместе веселее
С появлением девушки-шпионки преображаются и миссии. На задания Мира и Арон выходят вдвоем, что дает им ряд тактических преимуществ. Например, сначала мужчина с автоматом пробивается с боем к входу в нужное здание, а когда его зажимает в угол вражеский вертолет, девушка с арбалетом бесстрашно захватывает летающую машину. Использование возможностей того или иного героя диктуется сценарием, ведь только Альварес может использовать взрывчатку, и только Мира умеет ползать по вентиляционным шахтам и взламывать компьютеры. Однако порой игрок сам решает, что лучше: пробиться с боем к цели или тихо вырезать врагов поодиночке.
Во второй половине Shadow Harvest: Phantom Ops заметно преображается. Появляются огромные роботы, на которых можно покататься, сложные разветвленные миссии, где игроку предоставлена определенная свобода действий, и забавные диалоги — Альварес, конечно же, пытается флиртовать с симпатичной девушкой. В одном эпизоде, чтобы прикрепить датчик к злодею-тирану, Мира вынуждена в неглиже станцевать для того танец. В другом — извиваясь змеей, пробраться через лазерные лучи. В обоих случаях, как в Heavy Rain, нужно вовремя нажимать на подсвеченные на экране кнопки.
К сожалению, авторы игры не смогли выжать максимум из собственных наработок: моментов, когда можно свободно выбирать тактику, мало. Как правило, сценаристы все решают за вас, да и преимущество грубой силы при прохождении очевидно. Плохо и то, что оставленный без присмотра напарник стоит на месте. Но все же Phantom Ops местами демонстрирует обаяние и интересный игровой процесс. Игроки здесь чувствуют себя словно мышки из анекдота, которые плакали, кололись, но продолжали есть кактус. Вся надежда на то, что разработчики исправят патчами технические огрехи и добавят, например, режим совместного прохождения.