Вышедшая в 2007 году Portal стала одной из тех игр, которые блестяще демонстрируют удивительную способность человека быстро адаптироваться к, казалось бы, совершенно безумным условиям. Любителям видеоигр не привыкать к искажению законов физики, но логика этой головоломки с видом от первого лица требовала довольно серьезно перестроить свое пространственное мышление. Это было новое и очень приятное упражнение для мозгов, к тому же снабженное остроумным, немного сюрреалистическим сюжетом. Неудивительно, что игра собрала массу наград и была более чем тепло принята публикой. Единственный ее недостаток заключался разве что в непродолжительности: пройти Portal можно было часа за три, если не учитывать время на поиск решения головоломок. Вопроса о продолжении не стояло — стоял вопрос о том, как не потерять то изящество, которое было в оригинале. Как обычно, Valve не подвели.
«Я нашла решение, которое устроит одну из нас обеих»
Если первый Portal можно сравнить с крепким научно-фантастическим рассказом, то Portal 2 — это уже объемистая повесть. А может, потянет и на роман. Все то, что нам так понравилось в первой части, здесь увеличено во много раз. Зачастую в буквальном смысле: если тестовый курс из первой игры был камерным, то в сиквеле гигантомания дизайнеров уровней проявила себя вполне отчетливо. В сиквеле можно оценить, какие на самом деле исполинские масштабы у научно-исследовательского комплекса Aperture Laboratories — Большой адронный коллайдер ржавеет от зависти.
Действие Portal 2 происходит много лет спустя после событий первой части. Наша безмолвная героиня по имени Челл выходит из анабиоза, и довольно скоро выясняет, что комплекс на грани коллапса — надо срочно уносить ноги. В этом ей помогает Уитли — глуповатый, хотя и обаятельный искусственный интеллект, заключенный в металлическую сферу размером чуть больше баскетбольного мяча. Поначалу он становится проводником и помощником Челл, а его нелепое поведение и болтовня изрядно веселит игрока, пока на сцене не появляется GLaDOS — компьютерная хозяйка этого подземного царства — с ее психотической харизмой и бесподобным сарказмом. Начинается театр одного актера, насыщенный остротами и колкостями в адрес героини, где чуть ли не каждую вторую реплику хочется цитировать. Недотепе Уитли, впрочем, еще предстоит сыграть важную роль в развитии сюжета.
Нам представляется уникальная возможность познакомиться с предысторией компании Aperture Science, оценить — посмертно — масштаб личности ее основателя Кейва Джонсона, увидеть грандиозные сооружения, созданные во второй половине XX века (любители ржавых металлических конструкций, заброшенных заводов и прочего индастриала будут в восторге), и даже заглянуть в прошлое самой GLaDOS.
Хотя львиная доля игрового процесса по-прежнему приходится не неспешное решение головоломок, авторы постарались внести разнообразие в динамику происходящего. В Portal 2 есть немало и напряженных экшен-сцен, где надо спасаться от коварства искусственного интеллекта, и зрелищных моментов с рушащимися конструкциями, а еще присутствует совершенно уморительный эпизод с дефективными турелями, несущими всякую чушь. В сценарном плане игра быстро набирает темп и превосходно держит его до самого финала.
Роботы Атлас и Пи-Боди культивируют в себе дух сотрудничества
«Ты паришь, как орел. Орел, пилотирующий дирижабль»
Основная игровая механика осталась неизменной, но обогатилась множеством дополнительных элементов, которые используются в самых разных сочетаниях. Мы по-прежнему должны использовать генерирующую порталы пушку, чтобы переходить из одного помещения в другое. В одиночной кампании представлено несколько десятков тестов на смекалку, но одинаковых среди них нет, и даже просто похожих немного.
От энергетических шаров, которые надо было загонять в «лунки», отказались, зато появились лазерные лучи, активирующие различные механизмы (открывающиеся двери, движущиеся платформы и т. д.), и специальные кубы с линзами, преломляющими эти лучи в нужном направлении. По световым мостам можно не только ходить, но и прикрываться ими от огня турелей (открыв один портал в том месте, куда упирается мост, а другой — в перпендикулярной плоскости рядом с турелями). Есть энергетические туннели, медленно перемещающие игрока и другие объекты в заданном направлении. А еще — панели с пружинами, подбрасывающие игрока высоко в воздух с приличным ускорением.
Самое интересное нововведение встречается во второй половине игры — это гели. Они текут или капают из специальных труб, и, открыв портал перед струей такого геля, можно окрашивать разные участки интерьера, придавая им особые свойства. С помощью синего отталкивающего геля можно сделать любую поверхность аналогом батута — причем можно не просто высоко подпрыгивать, но и рикошетить от стен. Также ему найдутся и другие применения. Скользя по поверхности, залитой оранжевым ускоряющим гелем, Челл набирает внушительную скорость. Часто это используется в сочетании с синим гелем — например, чтобы разогнаться на залитой оранжевым гелем дорожке, заканчивающейся «трамплином», и перелететь через пропасть. Белый гель окрашивает «порталоотталкивающие» поверхности, делая их пригодными для открывания порталов — на этой возможности построено несколько кульминационных моментов.
Более смелые, разнообразные и увлекательные, чем в первой части, головоломки выстроены с безупречной логикой. Они не слишком очевидны и не чересчур сложны — то, что нужно для приятного чувства удовлетворения своей сообразительностью. Примечательно, что в поисках решения нередко приходится себя одергивать, чтобы не перебирать слишком мудреные варианты. Верный ответ всегда оказывается простым и элегантным, что в немалой степени способствует интеллектуальному очарованию игры.
Это нагромождение конструкций нужно последовательно заливать белым гелем, чтобы пройти дальше
«Жизнь дает вам лимон? Пусть заберет его обратно!»
Еще одно большое достоинство Portal 2 — кооперативный режим. Он отдельный, продолжительный и практически не связанный сюжетно с одиночной кампанией — спойлеров можно не бояться. Игроки выступают в роли двух симпатяг-роботов, Атласа и Пи-Боди, созданных GLaDOS. Ее едкие подколки и здесь часто будут вызывать смешки и ухмылки, но больше комизма кроется в самом прохождении, точнее, в неудачах по ходу процесса. Не раз и не два ваш партнер рухнет в пропасть или будет раздавлен прессом по вашей неосторожности (или наоборот). Последствия, к счастью, не фатальны — робот попросту собирается заново в начале уровня. Сами решения головоломок, как правило, довольно прозрачны — больше сложности заключается в координации действий игроков. В любом случае, это очень веселое и уникальное в своем роде развлечение.
Если первый Portal был пробным шаром, выбившим страйк, то последовавшая за ним канонада разнесла вдребезги весь кегельбан. Великолепное продолжение гениальной игры, Portal 2 вполне может потягаться по увлекательности с Half-Life 2. И хотя непосредственно история Челл на этом, похоже, заканчивается, хочется надеяться, что в серии Portal компания Valve сможет и дальше реализовывать оригинальные дизайнерские идеи.