«Мы все вам припомним!» — так мог бы звучать гипотетический девиз, под которым сейчас работают многие студии и издатели. HD-римейки, перезапуски игровых серий, внезапные сиквелы давно забытых хитов... Игровой индустрии уже изрядно за 30 — самое время переосмысливать пройденный путь. Новый Mortal Kombat в каком-то смысле объединяет в себе и сиквел, и римейк, и перезапуск одного из ключевых игровых сериалов 90-х. Помимо того, что это просто отличная игра, это еще и наглядный пример, что удачные формулы игрового процесса не устаревают — они лишь нуждаются в косметическом ремонте.
Не уберегли ребеночку психику!
Давно прошли те времена, когда незатейливые «фаталити» первого Mortal Kombat шокировали неподготовленную публику и вызывали панику среди «экспертов», считавших, что подобные игры неминуемо вырастят поколение маньяков-убийц или (по оптимистичным прогнозам) садистов-социопатов. С тех пор видеоигры значительно продвинулись в аспектах жестокости и насилия — расчлененка с подобающими анатомическими подробностями сегодня встречается сплошь и рядом. Однако даже на этом фоне Mortal Kombat образца 2011-го умудряется удивлять своей брутальностью, кровожадностью и садизмом — само по себе немалое достижение.
Это не значит, что игра примечательна только кровавыми эксцессами. Куда большую ценность представляет динамичная и сбалансированная механика, разнообразие бойцов и игровых режимов, легкость управления и освоения. После довольно вялого кроссовера Mortal Kombat vs. DC Universe новый MK можно сравнить с человеком, который оправился от тяжелой болезни. Зловеще сверкают глазами бойцы, переливаются сочными красками их стильные костюмы, экран сотрясается от мощных и прекрасно анимированных ударов, вибрируют колонки от леденящих душу воплей и мрачного саундтрека. При первом ознакомлении нижняя челюсть так и норовит отвалиться — столько здесь «вау-эффектов».
Хронологически новый Mortal Kombat занимает место первых трех частей. Тогдашние события пересказаны в сюжетном режиме. Повествование весьма объемистое, а каждая драка предваряется порцией многозначительных диалогов, проливающих свет на смысл очередного мордобоя. В драматургическом плане выглядит это все, конечно, как праздничный утренник для маленьких людоедов, который трудно воспринимать серьезно. Но надо отдать сценаристам должное — они сумели выстроить довольно логичную последовательность событий и даже кое-где проявить здоровую самоиронию. Не говоря уж о том, что в жанре файтингов вообще очень сложно сочинить какой-либо вменяемый сюжет, объясняющий нелепые обычаи драться насмерть по любому поводу.
Mortal Kombat во всем своем кровавом великолепии — беременным, малолетним и слабонервным лучше не смотреть
Уроки анатомии
Герои перемещаются по декорациям в двух измерениях, но визуально у локации есть глубина. Порой камера берет дополнительные эффектные ракурсы, примерно как в Street Fighter IV. Возможно, 3D-файтинги Namco выглядят чуть изящнее, но и здесь картинка радует глаз — есть чем полюбоваться даже спустя несколько дней после первого знакомства с игрой.
Очень впечатляют боевые арены — как старые, так и новые. Знакомые по предыдущим играм уровни обрели потрясающие HD-воплощения, с кучей деталей на задних планах, анимированными объектами и прочими украшениями — смотрится все это богато. Доносящиеся из колонок реаранжированные музыкальные темы взбудоражат память ветеранов: игра производит очень мощное ностальгическое воздействие.
Базовая игровая механика претерпела некоторые изменения, но в целом это все тот же доступный и понятный «Мортал». Ассортимент бойцов в основном повторяет набор из Mortal Kombat 3, да и вообще новый эпизод больше всего напоминает именно эту часть, в особенности высоким темпом. Однако роль комбо сведена здесь к эффектным, но непродолжительным связкам из двух-трех ударов. Заучивать многокнопочные комбинации не обязательно — поощряются, скорее, эксперименты в области их сочетаний для поиска наиболее оптимального. Знания немногочисленных спецударов вполне достаточно, чтобы уверенно противостоять большинству противников. Для тех, кто желает погрузиться в детали, здесь достаточно глубины, но зрелищный «махач» можно устроить даже на первых этапах обучения.
Появилась шкала специальной энергии, позволяющей наносить усиленные версии спецударов, прерывать вражеские комбо и проводить «рентгеновские» суператаки. Комбинация из двух-трех сокрушительных ударов оформлена как зрелищная заставка, где в замедленной съемке крупным планом демонстрируется жуткий урон, наносимый костям и внутренностям жертвы. Чем-то подобным славился в свое время сериал «CSI: Место преступления». Словами очарование зверских расправ не передать, поэтому настоятельно рекомендуем смотреть видеоролики. Там же можно увидеть пресловутые Fatality и прочие варварские забавы.
«Сестрички» отоваривают Кунг Лао в режиме Tag-team
Расчлени ближнего своего
Еще один интересный режим для одного игрока — Challenge Tower. Это сотни боев с самыми разными условиями, где вас неожиданно могут осчастливить повернутым вертикально экраном, отстрелом зомби или боем, где нужно забрасывать противника своими же конечностями, которые отрастают заново. Заработанные в боях деньги можно тратить на покупку новых костюмов, Fatality, картинок и прочих бонусов.
В серии также дебютировали драки двое на двое — режим Tag-team позволяет выбрать двух бойцов и свободно переключаться между ними по ходу битвы. Находящийся в запасе партнер по команде выступает в качестве внезапной огневой поддержки, а смену бойца можно сделать элементом некоторых комбо — серию ударов начинает один, а заканчивает второй. При некоторых дополнительных условиях игры неактивный боец постепенно восстанавливает здоровье, как это реализовано, к примеру, в Soulcalibur IV.
В дополнение к привычной «аркаде», где серия из десяти боев завершается схваткой с Шао Каном (очень, к сожалению, унылым в тактическом плане), есть вариация для Tag-team, причем управлять вторым бойцом можно пригласить товарища. Вариация «двое на двое» реализована и для режима versus, то есть на одной консоли может играть до четырех человек, хватило бы геймпадов.
Все оффлайновые вариации многопользовательского режима, конечно, доступны и в онлайне: это один из наиболее существенных залогов долговечности игры. Помимо обычных дуэлей и боев двое на двое, существует режим King of the Hill, где игроки объединяются в группы по 10 человек и по очереди бросают вызов текущему победителю, пока остальные наблюдают или дерутся между собой. Поединки с живыми соперниками по-настоящему раскрывают богатый потенциал игровой механики. Перехитрить противника, удивить его экзотической комбинацией атак — ни с чем не сравнимое удовольствие.
За 19 лет существования серия Mortal Kombat пережила многое. Нынешний MK — уже девятый по счету, и это не считая трех побочных экшенов и сборников с переизданиями. Некоторые эпизоды были откровенным выдаиванием прибыли из выдохшегося бренда. Однако новый Mortal Kombat совсем не такой. Он открыл серии второе дыхание, потому что... сделан с любовью, как это ни дико звучит в контексте развороченных черепов и разбросанных по арене внутренностей.