Поводов обращать внимание на очередной выпуск SOCOM становится все меньше. Первого взгляда достаточно, чтобы понять главное — этот шутер с видом от третьего лица застрял в прошлом и вряд ли когда-нибудь эволюционирует. Разработчики давно упустили возможность привлечь интерес европейской аудитории. Казалось бы, зачем — у себя на родине, в Штатах, игры под брендом SOCOM распродались тиражом в двенадцать миллионов копий. Такая цифра, по идее, должна отмести все обвинения в нежелании менять сериал к лучшему: дескать, куда уж лучше. Однако вот в магазинах появляется четвертая часть боевика, в Европе ее название меняют, и у всех любопытных возникает желание познакомиться с игрой еще раз — может, теперь понравится. Может, что-нибудь и правда изменилось к лучшему. В конце концов, надежда умирает последней.
Выдуманная война
Сюжет «Спецназа» прост до примитивности — вымышленный военный конфликт где-то в Азии. Отважные бойцы специального назначения пытаются устранить вождей восстания, чтобы малой кровью предотвратить большое кровопролитие. До полномасштабных военных действий дело еще не дошло, поэтому на задание отправляется трио с обложки — вроде как опытные вояки. При этом в команде из трех человек более-менее внятно говорить может только главный герой, остальные выполняют функцию «беги-стреляй и никогда не спорь с командиром». Спустя полчаса к ним присоединяются еще два борца за мир во всем мире. Тогда же игрок знакомится с самым симпатичным персонажем этой непонятной, неинтересной и построенной на шаблонах истории — кореянкой Парк. Она ругается, пререкается на каждом шагу и вообще ведет себя как разгневанная домохозяйка, которой вместо сковородки подсунули автомат, а на кухонном столе разложили гранаты.
Несмотря на обещания разработчиков сделать историю нового SOCOM запоминающейся и драматичной, ничего такого однопользовательская кампания подарить не может. Даже наоборот — сюжет подается отрывочно, общая картина складывается с трудом. Есть несколько неожиданных сюжетных поворотов, но так как из-за посредственного сценария невозможно разглядеть интересных героев, то и трагедия бесхарактерных спецназовцев в конечном итоге оставляет игрока равнодушным. В определенный момент дело вроде бы идет на поправку, но тут выясняется, что это финальная миссия. Вот так все просто: четыре часа кутерьмы, внезапная необходимость принять судьбоносное решение и... титры. Как-то совсем уж слабо для широко разрекламированного эксклюзива PlayStation 3.
Локации — джунгли, города, порты — очень красивые, чего нельзя сказать о моделях героев
От точки к точке
Хороший шутер может запросто обойтись без театральщины, если разработчики найдут ей правильную замену. Кто-то выигрывает за счет динамики перестрелок, иные представители жанра покоряют разнообразием. Главное — как все подать. «Спецназ» в этом смысле очень напоминает SOCOM времен PlayStation 2: средний шутер, в котором присутствует иллюзия командных действий и есть несколько классных миссий. Вся тактика сводится к тому, чтобы отдать приказ одной из двух команд — синих (свои) и желтых (никакого расизма, просто азиаты). Можно приказать им занять позицию у лестницы — тогда они сядут точно там, куда смотрел прицел, и будут отстреливаться от противника. Что касается разнообразия, то речь идет главным образом о стелс-миссиях за упомянутую ранее кореянку. Она устраивает диверсии, устанавливает прослушивающие устройства, в общем, старательно развлекает игрока. Очень жаль, что таких заданий мало и большую часть времени все-таки приходится пародировать Рэмбо.
Спецназ в SOCOM двигается по заранее размеченному маршруту, функция ориентира возложена на маячки. Там одна цель, тут — другая, до первой десять метров, до второй — двадцать. Добежал до первого маячка — попал в засаду, и так далее. Ни о какой тактике речи идти не может. Отряд особого назначения воюет в открытую, благо систему спасительных укрытий и последующего моментального восстановления здоровья никто не отменял. Локации в принципе не предусматривают какие-то маневры и отхождения от намеченного пути. Хочешь добраться до цели — прорывайся с боем, товарищ диверсант.
Стелс-элементы несложные, и это хорошо: если враги заметили вас, можно либо отстреляться, либо спрятаться
Многопользовательская тоска
SOCOM частенько хвалили за мультиплеер, но увлекательным его можно назвать разве что по меркам PS2. Сегодня он вряд ли удивит ценителей шутеров. Death match по-своему забавен, особенно когда удается собрать всех 32 участников, а вот режим захвата точек предполагает слаженные командные действия, поэтому не столь популярен. В то же время кооперативное прохождение (команда игроков выполняет различные задания, противником выступает ИИ) пользуется определенным успехом — найти желающих попробовать этот режим несложно. Другое дело, что интерес публики быстро угасает.
Сериалы подобные SOCOM существуют независимо от современных тенденций в жанре и опираются на лояльную аудиторию. Наверное, именно поэтому кажется, будто SOCOM застрял в том времени, когда только за наличие онлайн-мультиплеера оценку игре поднимали на балл, а то и на полтора. Сегодня таким никого не удивишь: хочется и красивой графики, и достойного сюжета. Хотя «Спецназ» нельзя назвать «мумией», именно такая ассоциация приходит на ум при знакомстве с игрой. Сразу после этого возникает непоколебимая уверенность в том, что SOCOM не изменится никогда.