Два полярных подхода к разработке современных военных шутеров демонстрируют, с одной стороны, чешская студия Bohemia Interactive с линейкой ARMA (реалистичные, но сложные и неотлаженные симуляторы), с другой — Activision с многочисленными частями Call of Duty (простые по механике, но очень зрелищные аттракционы). Серия Operation Flashpoint, которая в начале 2000-х считалась эталоном реализма, сегодня оказалась в положении лирического героя из песни группы «Агата Кристи» — ни там, ни тут.
«Таджи» против янки
Оригинальную Operation Flashpoint создали в Bohemia Interactive, но потом Codemasters отняла у студии права на этот бренд. Чехи приступили к созданию ARMA, а обновленная Operation Flashpoint: Dragon Rising предложила игрокам почти то же, что и предыдущая часть (то есть, воевать в составе боевого подразделения — только на этот раз против китайцев на Дальнем Востоке), но с существенными упрощениями. Британцы пошли на компромисс между реализмом и зрелищностью и сохранили эту тенденцию в Red River.
Действие новой части перенесли в Таджикистан, куда американские военные вторглись под традиционным предлогом защиты демократии и прав граждан. Помимо местных боевиков «героям» противостоят знакомые китайцы. Всю игру придется заниматься в основном зачисткой более-менее крупных поселков, опорных пунктов в горах и укрепленных баз. Как вариант, можно испытать силы в защите конвоев или важных персон.
Воевать приходится в составе подразделения из четырех бойцов. В отличие от Dragon Rising, в Red River они четко поделены на классы: разведчик (скаут), пулеметчик, гранатометчик и стрелок. Каждый обладает своими плюсами и минусами: скаут, например, менее защищен, но отлично разит врагов с большого расстояния из снайперской винтовки, гранатометчики, наоборот, выдерживают несколько прямых попаданий и незаменимы против бронетехники, но без скаута они как слепые котята.
В игре несколько уровней сложности: чем сложнее, тем меньше на экране визуальных подсказок
Ни там, ни тут
Разделение звена на специалистов позаимствовано авторами игры из практики армии США, так что в этом аспекте, как и во многих других, Red River остается весьма реалистичной. Игра представляется куда более сложной, нежели кинематографичные шутеры в духе Call of Duty. Здесь реализована система тактического управления бойцами. Вы в роли лидера можете вызвать специальное меню и приказать всем сразу или каждому морпеху в отдельности защищать или зачищать тот или иной объект, удерживать точку, вести подавляющий огонь по врагу, чтобы получить шанс обойти его. Также через меню можно вызывать артиллерийскую и авиационную поддержку.
Если первые уровни не отличаются большими размерами, то потом действие переносится на открытую местность, где можно проводить маневры: обходить врагов с фланга или, например, забраться на гору, возвышающуюся над серпантином дороги, чтобы увидеть вражеские засады и уничтожить их. И патроны, и здоровье солдат в Red River имеют свойство заканчиваться. При ранении придется использовать аптечку, чтобы сначала остановить кровотечение (иначе — смерть), а потом залатать поврежденную часть тела. Так же нужно лечить напарников.
Однако по сравнению с предыдущими частями и серией ARMA, в Red River много упрощений. Аптечки никогда не заканчиваются, да и способность бойцов выдержать несколько прямых попаданий не назовешь реалистичной. Меню управления подопечными не такое подробное, миссии кажутся более постановочными. Зато вы всегда знаете, что от вас требуется, а скучать просто некогда — ну, за исключением длинных поездок к месту выполнения задания, но их следует воспринимать как дань первоисточнику. Хуже, что враги порой возрождаются до тех пор, пока вы не совершите определенное действие. Кстати, недруги откровенно тупы (в отличие от напарников) — их способностей хватает максимум на то, чтобы стоять столбами и палить в игрока.
К сожалению, свободы в Red River тоже меньше. Нельзя использовать как заблагорассудится бронетехнику или авиацию, а попытки отойти слишком далеко от места выполнения задания заканчиваются его провалом. Доходит до глупости: в одной миссии нужно зачистить вражескую базу, к которой вполне можно подобраться через горы, чтобы провести неожиданную атаку. Однако невидимый режиссер не позволяет провести маневр, заставляя вернуться на основную дорогу и атаковать в лоб.
Только в кооперативном режиме можно извлечь максимум из специализации бойцов и возможности командного взаимодействия
Delta Force 2011
Сравнивать новую Operation Flashpoint с работами Bohemia Interactive — занятие бессмысленное, поскольку сотрудники Codemasters выбрали другой путь. Они делают игру для тех, кто одинаково устал и от фейерверков Call of Duty, и от недоработок ARMA с ее порой затянутыми миссиями. К тому же Red River может похвастаться динамичным кооперативным режимом, а такой аргумент Bohemia Interactive парировать нечем.
С друзьями или любыми другими игроками вы можете совместно проходить не только кампанию, но и одиночные миссии в четырех режимах, включая спасение заложников, сопровождение конвоя и защиту базы от атакующих врагов. Все это украшено модной ныне системой прокачки: за успешное выполнение заданий ваш персонаж получает очки навыков, которые тратятся на развитие нескольких умений. Можно научиться бегать быстрее и дольше, меньше расходовать времени на развертывание тяжелого вооружения, быстрее определять врагов на расстоянии и т. д. Кроме того, по мере набора опыта открываются новые виды экипировки, а также модули и насадки на оружие для каждого класса.
Operation Flashpoint: Red River — в меру зрелищная, в меру серьезная игра, этакая современная Delta Force со всеми ее минусами и плюсами вроде длительных забегов по горам и долам, богатой атмосферы и глупых врагов. Ко всем этому добавлен кооперативный режим и система прокачки. Те, кто помнит, как много лет назад часами засиживался в Delta Force, получат от Red River определенное удовольствие. Другое дело, что и в техническом отношении работа Codemasters живет прошлым. Низкий уровень интерактивности и, мягко говоря, не самая современная графика вряд ли позволят расширить круг фанатов серии.