Квест «Послезавтра» вышел у себя на родине, в Германии, еще прошлой осенью. До остальных стран игра добралась только этой весной, и волей случая оказалась очень злободневной. Сюжет про человечество, гибнущее от последствий взрывов на АЭС, выглядит сегодня весьма актуально.
Правда, тут пострадала не одна «Фукусима-1», а взорвалось сразу несколько атомных электростанций. Вследствие катастрофы произошли серьезные климатические изменения на планете, и через несколько сотен лет даже немногим выжившим грозит неминуемая гибель. Однако после катаклизма люди стали значительно умнее: научились использовать альтернативные источники энергии и даже строить машины времени.
Когда пришел последний час, единственным шансом на спасение оказался как раз визит в прошлое, в XX век — чтобы объяснить людям, как можно жить без атомных электростанций и как предотвратить взрывы на них. Для этого нужно найти вышедшего на пенсию ученого Бента Свенссона и убедить его продолжить свои исследования в области альтернативной энергетики. Соответственно, в игре два главных героя — сам Бент и гостья из будущего, девушка по имени Фэй, которая вместе с парой своих коллег еле выжила во время путешествия во времени.
Авторы поднимают различные темы и говорят, в том числе о том, что нельзя победить большое зло, совершая малое
Все это будет интересно не только экологам и противникам атомной энергетики. Авторы «Ускользающего мира» и «Эдна и Харви: Взрыв мозга», двух лучших немецких квестов последних лет, снова сочинили шикарную историю. Действие постоянно переключается между разными героями и временными периодами: из 2500 года мы попадаем в XX век, где играем за Бента, потом переключаемся на 2050-ый, затем снова в прошлое... Некоторые сцены подаются в виде рассказа Фэй об уже случившихся событиях, а скептически настроенный Свенссон, уверенный, что все это розыгрыш, периодически прерывает его саркастическими замечаниями.
Изобретательная постановка дополняется богатым содержанием. Тут и боевик с обезвреживанием бомб на АЭС и тайным проникновением на закрытые объекты, и футуристический триллер про выживание в почти вымершем городе будущего, и детектив с похищением человека. Местом действия становятся затопленный Сан-Франциско, бразильские джунгли, научные станции в океане, какие-то пабы, борт вертолета, экологические конференции и, конечно, АЭС.
Персонажи получились яркими, с выразительными характерами: Фэй — чувствительная, скромная, но способная принять верное решение в критических ситуациях; ее коллега Сальвадор — наоборот, заносчивый, самоуверенный и недалекий, Бент — грустный, разочаровавшийся в своей работе человек, который печально смотрит на старые фотографии. Они много общаются (все герои озвучены), то и дело отпускают ироничные комментарии и вообще делают все, чтобы мы не остались равнодушными к ним.
Сюжет иллюстрируется стильными комиксами
Как и большинство современных квестов, «Послезавтра» предлагает не так много сложных головоломок и мини-игр (их здесь лишь несколько, да и те при желании можно пропустить), зато на каждом шагу заставляет собирать, комбинировать и использовать предметы. Скучно в процессе не будет: мы общаемся с говорящими электронными терминалами, бежим из туалета (!) вертолета, где заперли Бента, проникаем в архив мертвого города в качестве экспоната, срываем экологическую конференцию, отравив главного докладчика и спустив на остальных толпу разъяренных демонстрантов, мастерим из рекламной вывески лодку для передвижения по затопленному городу, обезвреживаем бомбы.
Другой вопрос, что не всегда головоломки поддаются привычной логике. Как и в «Ускользающем мире», фантазия авторов порой проявляет себя специфическим образом. Использовать сахар в качестве клея, а кровью смочить печать, чтобы поставить штамп на медкнижке? Ну-ну. В другом эпизоде нам предлагают отвлечь Фэй, выпустив в иллюминатор черный дым: дескать, она на него засмотрится, а в это время Бент сможет проскользнуть мимо. Логичнее предположить, что в такой ситуации человек не будет тупо пялиться в окно, а сразу побежит в кабину пилота узнать, что случилось. Однако девушка будет глазеть в иллюминатор бесконечно, пока мы не совершим нужное действие.
Подобных условностей здесь много, но это скорее ахиллесова пята всего жанра как такового, нежели упрек в адрес конкретно студии Daedalic. Немцы просто сделали игру в рамках традиций, со всеми их достоинствами и недостатками. К тому же во многих ситуация решение, изначально выглядевшее диким, впоследствии оказывается вполне логичным: например, бросить в ручей кусок мыла, чтобы по пене определить, куда течение относит предметы.
Может показаться, что «Послезавтра» — пропагандистский заказ противников атомной энергетики или какой-нибудь экологической организации. Тем более что в последнее время игры про климатические катастрофы набирают популярность (вспомните стратегию Fate of the World), хотя глубокой проработки игрового процесса там, как правило, нет. Мы не знаем, заказ это или нет, но уверены в другом: из «Послезавтра» получилась полноценная игра — разнообразный и увлекательный квест, которых выходит все меньше.