Японские ролевые игры давно превратились в своего рода культурное явление. Представители неазиатских стран тоже пытаются работать в этом специфическом поджанре, но у них редко получается что-то путное. Faery: Legends of Avalon, выпущенная украино-французской студией Spiders, вполне могла повлиять эту тенденцию и стать отличной JRPG европейского производства, если бы не ряд допущенных авторами ошибок. Faery не назовешь типичной японской ролевой игрой: здесь есть традиционные пошаговые сражения и чудные напарники, но вместо юношей и девушек в пестрых костюмах и со смешными прическами — эльфы и другие герои классического фэнтези.
Содержание Faery вполне соответствует названию игры: это волшебная сказка, уютная, добрая, немного наивная и чуть ироничная. Она соткана из мифов и легенд народов мира, в ней живут феи, гномы, фавны, эльфы и русалки, в тоже время можно услышать о Шахерезаде, короле Артуре и волшебнике Мерлине. Как и положено в хорошей сказке, мир требуется спасти: из него исчезает магия. Герой или героиня (в зависимости от того, выбрали вы эльфа или фею) просыпается после долгой зимней спячки на острове Авалон и сразу получает задание — выяснить, отчего пропадает магия, и по возможности ее сохранить.
В игре много забавных квестов: иногда приходится подбрасывать яйца дракона в гнездо птицам, общаться с гномом по имени Фаберже и рассказывать добрые истории злым бабушкам
Чтобы выполнить задачу, придется исходить немало троп. Хотя нет, ходить вообще не придется. В этом сказочном мире все существа умеют летать, даже тролли, и всю игру мы именно летаем — то забираемся под облака, то опускаемся к самой земле. Это не единственная особенность Faery. Видели бы вы удивительные места, которые приходится спасать! Первый волшебный мир — это огромное древнее дерево, в ветках которого мы ищем нужных персонажей. Второй — не менее огромный заброшенный корабль, где есть пираты-призраки, гномы-пушкари и агрессивные русалки. Третий — восточный город, расположившийся на спине громадного скарабея, который ползет по бескрайней пустыне.
Персонажи в этой сказке тоже удивительные, а многие из них становятся нашими спутниками. По мере прохождения к герою присоединяются любопытная фея, гном-мизантроп, обожающий животных, джин с огромным мечом, пиратка с рожками и копытцами, тролль-поэт, разговаривающий исключительно стихами, и даже дракончик. Попутчики могут спорить с героем, выказывать недовольство его действиями, просить совета. Общаемся мы с ними способом, знакомым по играм компании BioWare: в зависимости от нашей реакции, меняется и отношение соратников к герою. Постепенно можно завязать с кем-то дружеские или романтические отношения и получить ценный подарок.
Об играх BioWare заставляет вспомнить и привычное меню диалогов, позволяющее выбирать между условно положительными и условно отрицательными репликами, и тотальная нелинейность при выполнении квестов. Заданий в Faery масса, почти каждый сказочный житель нуждается в помощи, а многие и не один раз. Едва ли не каждый второй квест можно решить разными способами, вариантов, правда, всегда два: мирный или силовой, честный или криминальный, прямолинейный или хитрый.
Конечно, сюжет, диалоги, квесты, взаимоотношения со спутниками по уровню проработки не сравнятся с тем, что мы видели в ролевых играх, например, компании Obsidian Entertainment. Не хватает интриги, драмы и деталей. Но того, что есть, уже достаточно, чтобы почувствовать себя в волшебной сказке и получить удовольствие от ее исследования. Особенно на PC, где подобных игр мало.
Графика симпатичная, да и музыка приятная, но ни одна реплика в диалогах не озвучена
Ролевая система тоже отличается от того, что мы привыкли видеть в JRPG, да и вообще в любой ролевой игре. Умения распределяются не по веткам и школам, а по частям тела персонажа. Достигнув определенного уровня, он может прокачать крылья (выучив одно из мощных магических заклинаний), нанести татуировку на торс, руки, плечи, ноги или лицо. Каждое тату позволяет провести особую атаку, увеличивает физическую или магическую сопротивляемость и т. д. Можно даже нарастить себе на голове забавные рожки или усики как у насекомых: они тоже открывают доступ к новым способностям. Более того, по мере развития героя рожки и усики начинают ветвиться, увеличиваются в размерах, а рисунок татуировок усложняется.
В бою герои и противники стоят друг против друга и в свой ход атакуют, уходят в защитную стойку или используют зелья из инвентаря. У каждого напарника есть собственные приемы и заклинания, порой, весьма забавные: тролль-поэт достает из книги огромную кувалду, а гном с дудкой свистит и призывает здоровенного енота, который топчет врагов.
Проблема Faery: Legends of Avalon в том, что здесь практически невозможно проиграть. Для доброй сказки это нормально, а для хорошей игры — зло. Даже на высших уровнях сложности враги редко оказывают более-менее серьезное сопротивление, а целебные зелья никогда не кончаются. Из-за этого бои кажутся однообразными и достаточно быстро приедаются. В результате у игрока пропадает интерес к прокачке.
Костяк Spiders когда-то работал на студии Kyiv’s Games над небезызвестной Silverfall. Уже тогда разработчики доказали, что умеют придумывать интересные миры и необычных персонажей, но не очень хорошо понимают, как это все связать в увлекательную ролевую игру. С Faery: Legends of Avalon история, увы, похожая. Авторы совместили механику японской ролевой игры с диалогами и нелинейными квестами в духе проектов BioWare, однако излишняя легкость игры лишает вас изрядной доли удовольствия от ее прохождения.