«Есть дела, которые строят твою карьеру, и дела, которые ломают тебя», — внушает хрипловатый закадровый голос, мягко завлекая игроков в атмосферу джаза, табачного дыма и кровавых убийств. Пожалуй, L.A. Noire можно назвать апогеем «нуарного» творчества в игровой индустрии. Щедрая на ярлыки пресса привыкла именовать кинематографичными и по-голливудски эффектными боевики вроде Mafia II и Grand Theft Auto IV. Но после знакомства с новым детищем Rockstar понимаешь, что на самом деле проникновение игр на территорию кино происходит лишь сейчас, в эпоху Heavy Rain и L.A. Noire. Последняя гораздо больше похожа на видеоигру в привычном понимании слова. Здесь есть герой, который может ходить, бегать, карабкаться по водосточным трубам, укрываться от пуль во время перестрелок и метко разить врагов свинцом. Только все это — не самоцель и далеко не основа проекта. Запутанные полицейские расследования, двуличные персонажи, неоднозначный герой с мутной историей — вот стержень L.A. Noire, превращающий игру в чистокровный нуар-детектив. Еще здесь присутствует Лос-Анджелес 40-х годов XX столетия, прорисованный с великолепной детализацией, вплоть до окурков и брошенных пивных бутылок на дорогах.
Любители кино легко узнают в Коуле Фелпсе актера Аарона Стейтона
В лучших традициях «Города Грехов» и ему подобных фильмов игра выстраивает повествование из множества отдельных историй. Объединяет их ключевой герой — патрульный коп, а впоследствии — детектив, ветеран Второй мировой войны Коул Фелпс. Он самоуверен, немного тщеславен, зато свято предан своему делу, внимателен и умен. Вообще этого персонажа можно охарактеризовать самыми разными, подчас противоречивыми словами, в чем и заключается его привлекательность. В конце концов, нуар, несмотря на жанровое название, не терпит черного и белого — только оттенки серого.
Вместе с Коулом мы погружаемся в суматошные полицейские будни, где пальба из крупного калибра — отнюдь не основное занятие. Более того, на перестрелки, которых в игре хватает, наш подопечный реагирует куда правдоподобнее, чем классические герои боевиков. Фелпс мрачнеет и демонстрирует нешуточное нервное напряжение. «Всегда как в первый раз», — устало комментирует он очередную заварушку, чем заставляет видеть в себе человека, а не нарисованную на экране виртуальную куклу. Остальные действующие лица не менее убедительны, будь то ваш напарник или случайная свидетельница ДТП: разработчики сумели вложить душу в каждого из них, в том числе злодеев. Правдоподобность достигается за счет виртуозной игры актеров, которые подарили героям не только голос, но и мимику. Такой подход превратил игру в первоклассную постановку, достойную громкой премьеры и красной ковровой дорожки. К тому же в L.A. Noire исчезают привычные границы жанра экшенов, что выводит ее на новый уровень.
Расследуя одно дело, можно ввязаться в совершенно постороннюю заварушку, если, например, ответить на вызов по рации
Чтобы распутывать клубок криминальных страстей в послевоенном Лос-Анджелесе, Фелпс как настоящий полицейский должен много общаться с людьми. Эти диалоги — настоящий аттракцион сродни тем, что устраивает Кэл Лайтман из популярного сериала «Обмани меня». Чтобы добиться от свидетеля или подозреваемого правды, вывести его на чистую воду и узнать все подробности, нужно задавать правильные вопросы в нужной последовательности и в верной манере. Настоящий детектив должен нутром чуять, когда проявить сочувствие, когда слегка надавить, а когда обрушиться на собеседника с обвинениями. Принять верное решение в каждой конкретной сцене помогает сам допрашиваемый: иногда истину можно буквально прочесть на его лице. Мимика настолько проработана, что если плохой лжец покусывает губы, глазки у него бегают, а щеку дергает нервный тик, раскусят его сразу же. С хорошим обманщиком придется повозиться, но и тут наблюдательный сыщик заметит попытки утаить информацию.
Одной наблюдательности, конечно же, недостаточно. Чтобы ухватить негодяя покрепче, нужно как следует подготовиться к разговору. То есть осмотреть место преступления и найти улики. Обшаривая мрачные подворотни и богато обставленные комнаты, не устаешь удивляться, сколь детально авторы игры проработали каждую сцену. Почти все предметы можно поднять, рассмотреть вблизи, повертеть в руках и превратить в еще один кусочек криминальной головоломки. Сложите все в правильном порядке, и очередной негодяй отправится за решетку или в мешок коронера, ведь у каждого дела, как правило, несколько возможных концовок.
Мертвые люди демонстрируются во всех анатомических подробностях — определенно не для слабонервных
Систематически Фелпс садится за руль автомобиля, аналог которого действительно колесил по улицам Лос-Анджелеса и продолжает движение по зигзагам своей запутанной жизни. Вождение в L.A. Noire реализовано немногим хуже, чем в той же Mafia II. Пусть разные машины нечетко различаются по ходовым качествам, а управление ими сделано без претензий на «честную» физику, крутить виртуальную баранку вполне удобно. Это главное, учитывая, сколько погонь с эффектными авариями выпадает на долю многострадального детектива.
Казалось бы, мрачный город, перестрелки полицейских и гангстеров — все это уже не раз пережевывалось в видеоиграх. Однако сотрудники Rockstar в свойственной им манере задавать высокие стандарты качества выпустили очень многослойный проект. L.A. Noire — больше, чем приключенческий боевик. Игра сопротивляется любым попыткам разобрать ее на составляющие и классифицировать по справочникам. Не мудрено, что все попытки измерить L.A. Noire общим аршином обречены на провал. После знакомства с игрой вы быстро забудете о привычных условностях жанра экшен и начнете жить вместе с Коулом Фелпсом, все глубже погружаясь в атмосферу нуарной безысходности.