Быть американским супергероем и при этом не иметь в гардеробе аляповатого костюма-трико — само по себе достижение. Однако «Дурная репутация 2» примечательна в первую очередь не нарядом протагониста, а его суперспособностями. Со времен первой части они стали еще эффектнее и разнообразнее, а пользоваться ими — по-прежнему сплошное удовольствие. Для разработки сиквела авторы избрали нехитрый принцип — сделать всего побольше и покрасивее. Сразу видно, что в этом аспекте они преуспели, но остается вопрос: не рухнул ли отлаженный механизм игрового процесса под грузом новых красот и возможностей главного героя?
Дело было так: угрюмый повелитель киловольт и мегаампер Коул Макграт схлопотал порцию огненных тумаков от гигантского Зверя-разрушителя, которым нас стращали в конце первой части, и опечаленный ретировался во влажные и жаркие низины Луизианы. Как поведала ему прекрасная незнакомка, там, в старинном городе Нью-Маре, ждут чудеса, дарующие невиданную силу. Иными словами, мы отправляемся к одному из создателей пресловутой Лучевой сферы, посредством которой Коул обрел свое могущество, чтобы с его помощью сделать себе апгрейд и успешно провести матч-реванш со Зверем. Местные мутанты, вооруженные дегенераты и политиканы-экстремисты, понятное дело, будут нам мешать.
Перед высоковольтным обаянием Макграта не устоит ни одна женщина
В сравнении с уныло-серым райцентром из предыдущей части, который Зверь успешно сровнял с землей, заболоченный Нью-Маре, созданный по образу Нового Орлеана, смотрится блестяще. Здесь достоинства экшена с открытым миром заиграли новыми красками. Поднакачав технологических мускулов, разработчики смогли воплотить более смелые дизайнерские решения в топографии, архитектуре, и отделке экстерьеров. В Нью-Маре и его окрестностях больше индивидуальности, поэтому этот город представился нам куда атмосфернее, чем уничтоженный Эмпайер-сити.
Развлечения по большому счету остались все те же. Залихватский паркур (при виде которого Эцио Аудиторе из сериала Assassin’s Creed зарыдает от зависти), скольжение по проводам и, разумеется, безжалостное поджаривание электричеством всяких нежелательных элементов. Кого к ним причислять — только ли агрессивно настроенных отморозков с автоматами или вообще всех подряд — остается на усмотрение игрока. Так или иначе, процесс выглядит на редкость зрелищно — трудно передать словами восторг от хаотичности и красоты местных сражений. Вот рассыпается искрами дюжина электрических гранат, беспомощно дрыгают конечностями подброшенные кинетической волной противники, с грохотом обваливаются веранды и пристройки домов, взрываются запущенные в гущу врагов автомобили, падает подбитый вертолет, аплодируют (или в ужасе разбегаются) прохожие... Желаете завершить эту феерию электрическим торнадо? Никаких проблем!
За редкими исключениями все фокусы Коула — не более чем завуалированные аналоги «стандартных» автоматов, гранатометов, снайперских винтовок, гравитационных пушек и других знакомых видов оружия. Однако ведь задача разработчиков состояла не в том, чтобы сделать ни на что не похожий экшен, а в том, чтобы играть в него было как никогда весело. Им это определенно удалось. Сколько ни поминай Prototype да Crackdown, веселье в «Дурной репутации 2» совершенно особенное — такого действительно нигде больше нет.
Ненасытный Коул Макграт скушал сотню гигаватт
Сюжет не относится к тем, что вы со слезой умиления будете вспоминать десять лет спустя. Впрочем, его нельзя причислить и к той бездарной ахинее, которую в игровой индустрии от безысходности принято называть сценарием. Это внятная, неплохо поставленная история с крепким научно-фантастическим костяком и парой довольно смелых поворотов. Интрига цепляет, хотя, пожалуй, не так сильно, как в первой части.
По-хорошему, сценаристов можно упрекнуть лишь в том, что они слишком часто делают ставку на осведомленность игрока о событиях первой части. Вероятно, новичку будет трудновато разобраться в хитросплетениях «Дурной репутации 2». Можно, конечно, еще пожаловаться, что, дескать, в сюжете мелькают очевидные заимствования из «Людей Икс», «Хранителей» и «Героев», но придираться к этому глупо. Авторы не скрывали намерения сделать некий ремикс классической комиксовой фабулы про супергероя поневоле, и вполне успешно с этим справились.
Куда большую проблему представляет сама идея уместить в одном лице героя и антигероя. Именно моральная двойственность Коула мешает интересному развитию этого персонажа. Сочинять две отдельные истории не стали — для «доброго» и «злого» прохождения припасены только отдельные эпизоды сюжета и финалы. Коул вынужден быть убедительным в обеих ипостасях, из-за этого он не может ни честного «паладина» толком отыграть, ни в законченного мерзавца превратиться — получился умеренно нуарный циник без ярких личностных качеств. К тому же кармическая система реализована крайне прямолинейно, если не сказать примитивно — в жанре ролевых игр встречаются более изящные решения, взять хотя бы Mass Effect.
Чтобы игрокам было веселее тянуть избранную кармическую лямку, две девицы разноформатной привлекательности олицетворяют «доброе» и «злое» начало и побуждают Коула к соответствующий поступкам. Кроме того девушки сами обладают суперспособностями и на определенном этапе могут ими поделиться. Выбрав положительную Куо, Макграт изучит манипуляции со льдом (с акцентом на защиту), а отдав предпочтение опасной Никс, обретет некоторую власть над огнем (с уклоном в нападение).
Вот что бывает с теми, кто тащит в рот невинных горожан
Возвращаясь к поставленному в начале вопросу — не оказался ли груз новых возможностей чрезмерным? — ответим «нет». Сотрудники Sucker Punch вновь показали себя мастерами динамичного и многопланового игрового процесса. В «Дурной репутации 2» вам всегда есть куда спешить, в то же время никто не прессует, мол, скорее двигайте сюжет. Удачно выверена степень уязвимости героя: по отдельности врагов истреблять довольно легко, но при неосторожности Коул сам может быстро перегореть и откинуть копыта. Темп происходящего задан очень грамотно — скучать не приходится, можно разве что устать.
Наконец, своеобразный гвоздь развлекательной программы — нет, не многопользовательский режим, а платформа для модификаций, которые доступны всем желающим параллельно с прохождением сюжетной кампании. Встроенный в игру редактор а-ля LittleBigPlanet позволяет реализовывать широкий ассортимент задач. Можно взять чью-то фантазию на тему гонок, платформеров или еще бог знает чего, переделать на свой лад, протестировать и опубликовать. Или сочинить что-нибудь свое с чистого листа. Конечно, достойную модификацию за полчаса не состряпаешь — это требует хорошей подготовки и усидчивости. На момент написания рецензии действительно интересных проектов мне встретилось не больше десятка. Однако творческий режим безусловно заслуживает внимания. Такие вещи нынче в моде.
«Дурная репутация 2» позволяет играть красиво, не прилагая особых усилий. А если усилия все-таки приложить, то играть можно очень красиво: порой удается вытворять просто запредельно крутые штуки. Одно только это компенсирует слегка провисающий баланс, сюжетную вторичность и прочие шероховатости. Когда игра превращает вас в невероятно могучего героя, на мелочах внимание уже не задерживается.