Чарльз Лютвидж Доджсон, более известный под псевдонимом Льюис Кэрролл, был одновременно диаконом, философом и математиком. Это примерно как слесарь-богослов, только круче. Еще, говорят, он всю жизнь водил дружбу с маленькими девочками и девушками, значительно моложе его, но, якобы, без всяких непристойностей.
Что творилось в доме у Его Преподобия долгими английскими ночами, уже никто не расскажет, но сказки об Алисе получились совершенно не похожими на обычные детские волшебные истории. По сути, дизайнеру Американу Макги не пришлось много домысливать, работая над мрачным экшеном American McGee’s Alice по мотивам «Алисы в Стране чудес». Рожденный Кэрроллом мир был достаточно безумен сам по себе. Чего стоит одна беседа с накуренной гусеницей, которую в здравом уме и без «допинга» не то, что придумать, даже понять трудно.
Макги добавил в кэрролловский мир лишь один существенный штришок. Он превратил Алису из невинной и любознательной искательницы приключений в одержимого фобиями кровожадного подростка. Девушка носилась по фантастической Стране чудес и кромсала гигантским ножом ее обитателей. Те отвечали ей в таком же ключе — все персонажи вместе с восторженными игроками отлично проводили время.
Превращение открыточно-яркого волшебного леса в гнилое запустенье — один из сильнейших моментов, которыми авторы, к сожалению, не злоупотребляют
Спустя одиннадцать лет повзрослевшая Алиса вернулась. Глазки цвета морской волны, васильковое платьице, заляпанный кровью белый передник и рунический кинжал — все при ней. Душевные терзания психически нездоровой девушки показаны столь образно и ярко, будто создавались по учебнику психиатрии. Кроме шуток, авторы топят героиню в кошмарах и вытаскивают ее в не менее ужасную реальность с хладнокровием опытных садистов. Не иначе как тренировались на котятах. Наяву Алиса — пациентка приюта-лечебницы, где врачи пытаются по кусочкам собрать разбитую детскую психику. Алисин случай наиболее тяжелый: бедолага выжила при пожаре, где погибла вся ее семья, да еще и подсознательно считает себя виноватой.
Бредовые видения — не что иное, как отражение реальных страданий Алисы в гротескном антураже Страны чудес. Там кипят свои страсти: знакомых персонажей и уже виденные локации просто не узнать. Фантастический мир разрушается на глазах вместе с рассудком главной героини. Под душераздирающий плач скрипки и пробирающие до костей всхлипы рояля в волшебном лесу облетает листва, куда-то пропадают беззаботные коровы с крыльями бабочек, а в воздухе появляются металлические осы. Из-под земли лезут черные пупсы с пустыми глазницами, а из гигантских разбитых чашек появляются гоблины с вилками наперевес. Зубастые подземные рыбы, бешеные чайники с паучьими ногами и говорящая голова Шляпника, лишенная тела, развеивают остатки здравого смысла.
Большую часть времени Алиса балансирует над клубящейся бездной, прыгая по шестеренкам, лифтам и невидимым мостикам. Как и положено во сне, пусть даже кошмарном, законы гравитации работают с оговорками. Именно поэтому девочка легко совершает тройные прыжки и умеет красиво планировать, что ваш Бэтмен. Когда же на пути девушки появляются злобные аборигены, она пускает им кровь, сносит головы и отрывает лица. Изощренные зверства и умопомрачительные декорации заставляют распахивать глаза так же широко, как это делает главная героиня.
Феерия гротеска цветет в Madness Returns махровым цветом. На этом и строится мрачное обаяние игры. Необыкновенная, ни на что не похожая обертка хорошо маскирует пресноватую начинку. Выложившись на все сто в дизайне визуальной составляющей, разработчики не стали забивать себе и пользователям головы всякими новаторскими решения в области игровой механики. Заимствованное у Кэрролла баловство с ростом героини — пожалуй, единственная нетривиальная находка с их стороны. В любой момент девочку можно уменьшить до габаритов упитанной мыши, чтобы проскользнуть в крошечную дверцу или разглядеть невидимые иначе знаки на стенах.
Зонтиком девчушка ловко отбивает вражеские снаряды, но реальной необходимости в этом нет — кромсать чудостранцев можно и без ухищрений
Во всем остальном Алиса действует, словно бесхитростный терминатор. Перечница-пулемет, разделочный нож и лошадка-дубина — арсенал, конечно, оригинальный, но до обидного скудный. Девочка к тому же не проявляет особого мастерства в обращении со своими игрушками и замысловатыми комбинациями ударов публику не радует. Наследие God of War, Ninja Gaiden и Devil May Cry осталось незамеченным командой Американа Макги.
Уверенность сотрудников Spicy Horse в том, что завораживающий визуальный ряд затмит скучноватый игровой процесс, сыграла с ними злую шутку. Сколь бы гротескным ни был антураж, девять часов кряду резать, бить и скакать ужаленным кенгуру по платформам захочет далеко не каждый. С ловкостью карточных шулеров разработчики извлекают из рукавов новые замечательные декорации, но само действие, увы, не меняется. Это как если бы актеры театрального спектакля разыгрывали в каждом акте один и тот же диалог, пусть и на фоне разных картин. Художникам игры хочется аплодировать, но от творчества остальных ее авторов порой хочется состроить кислую мину.
От новой «Алисы» многие ожидали изысканной психоделики, и отчасти жажду сумасшедшинки игра утоляет. Страна чудес, которую правильнее было бы окрестить Бездной кошмаров, очень экзотична, а вылазки в унылую реальность дают в полной мере прочувствовать отчаяние и хаос в подсознании героини. Но Madness Returns — не роман и не фильм, где для полного погружения достаточно быть наблюдателем. Игра должна вовлекать в процесс, а его монотонность и однообразие постоянно мешают срастись с безумным виртуальным миром. Остается терпеть и бороться дальше — ради очередной порции диковинных локаций.