Первые две части Dungeon Siege выходили только на PC и довольно давно, поэтому совершенно не важно, если вы с ними незнакомы. Сюжет в этих неплохих клонах Diablo был второстепенным делом и вряд ли запомнился надолго, а игровой процесс при переносе на современные консоли все равно пришлось бы переделывать. Тем удивительнее, что разработчик третьей части, студия Obsidian Entertainment, которая сделала Fallout: New Vegas, с необычайным тщанием относится к мифологии мира Dungeon Siege и с самого начала обрушивает на игрока лавину имен и названий.
Итак, дела в знакомом королевстве Эб идут неважно: глава могущественной религиозной секты обвинила веками хранивший мир 10-й легион в попытке захвата власти, затем при помощи черной магии уничтожила основные его силы, и сама выступила против монарха. Теперь страну раздирает на части гражданская война между сектантами и уцелевшими сторонниками короля. Игрок должен взять на себя роль одного из выживших легионеров и восстановить справедливость.
Столь подробной завязкой дело не ограничивается: все четыре доступных персонажа обладают собственной предысторией. Прохождение игры за каждого будет отличаться в ряде сюжетных деталей. В некоторых эпизодах даже придется сделать непростой выбор, например, разрушить зловещий артефакт или использовать его для своих целей, пощадить только что побежденного босса в надежде, что проявленное милосердие позже воздастся, или нет. Впрочем, несмотря на появление полноценных диалогов (честно говоря, очень нудных) и зрелищных заставок, не ждите особенной свободы действий. Игрока, словно мальчика на побегушках, все так же отправляют из одной точки в другую. По пути вам предстоит любоваться горами, болотами, глухими лесами, подземными городами и так далее и, конечно, истреблять сотни врагов.
Для возвращения в уже посещенные места можно воспользоваться особыми вратами, переносящими героев в психоделичную реальность между мирами
Противники разнообразны, умений у персонажей масса, и применять их стоит в определенных ситуациях — в общем, скучать не придется. Воин Лукас расправляется с толпами агрессивной мелюзги двуручным мечом, а с чудищами посильнее переключается на щит и обычный меч. Красотка Катарина расстреливает врагов из мушкета, а в ближнем бою достает пару дробовиков. Маг Рейнхарт разит противников заклинаниями. Огненный дух в человеческой форме по имени Анжали сражается боевым посохом, а в истинном обличье сжигает все живое на экране. По мере прокачки навыков становится больше, плюс мудреная ролевая система предполагает развитие побочных эффектов к основным способностям. Например, призываемый Катариной призрачный волк или будет обладать более крепким здоровьем, или его атаки будут восстанавливать шкалу здоровья хозяйки. Вдобавок существуют более мощные варианты всех умений, доступные при наборе достаточного количества «фокуса» — незаменимая штука в схватках с боссами.
По ходу действия к вам присоединяются остальные персонажи, и одного из них можно выбрать себе в напарники. Надо сказать, помощь будет весьма ощутимой: очень часто компьютерный соратник сам добивает оставшихся врагов, после чего оживляет павшего героя. Однако куда веселее играть в компании: вдвоем за одной консолью или же сразу вчетвером через сетевой режим. Кооператив вытягивает почти любой проект, а Dungeon Siege III так и вовсе преображает. Без взаимодействия с другими игроками процесс может быстро надоесть: победил кучку монстров, обчистил сундуки и собрал трофеи, прошел десяток метров — снова битва с теми же врагами, и так до конца очередного коридора (пускай и маскирующегося под пещеру или горный перевал) с небольшим перерывом на продажу найденного барахла во встречном городишке.
Со снаряжением наблюдаются определенные сложности. Тогда как основная часть игры очень доступна и дружелюбна к новичкам (тяжелых боев — раз-два и обчелся), в описаниях предметов вас ждут десятки характеристик, непонятно на что влияющих. Да, можно заметить, что надетые «Рваные штаны храбрости» с бонусом к выносливости повышают запас здоровья персонажа, но что означают показатели вроде «Chaos: Doom 15», нигде не объясняется. В итоге напяливаешь на героя самую дорогую вещь из найденных (хорошо хоть цена указана) и не забиваешь голову. Для игры этого жанра такой подход иначе как кощунством назвать нельзя.
Еще в первой игре приходилось сражаться против гоблинов на роботах с паровым двигателем и пулеметами, так что механический констебль — вовсе не диковинка
Определенные неудобства доставляет и интерфейс. Понятно, что его проектировали с оглядкой на управление геймпадом, но когда для банальной замены ружья на более мощное приходится совершать несколько манипуляций в неудобных меню, начинаешь звереть. Версия для PC вообще удручает: при игре на обычном мониторе широкоформатная картинка закрывается на треть черными полями сверху и снизу, положений камеры всего два, и оба не дают нормального обзора, раскладка клавиш весьма сомнительная. В общем, собраны все возможные минусы переноса с консолей, и это в сериале, зародившемся на компьютерах! Не портите себе нервы — играйте, как советуют в рекламе, вместе с другом и сидя на диване перед телевизором с большой диагональю.
Хотя сражения вы наблюдаете с высоты и смотрите больше за показателями жизни и маны героя, в диалогах становится заметна и посредственная графика. Модели людей сделаны и анимированы кое-как, их голоса монотонны, и беседы выглядят хуже, чем в Dragon Age: Origins двухлетней давности. Да и сами тексты редко способны вызвать интерес или улыбку — честно говоря, не такого ждешь от авторов Alpha Protocol.
Dungeon Siege III — первая игра Obsidian Entertainment, которая работает стабильно и без каких-либо технических проблем. Если вы знакомы с прошлыми работами студии, то должны понимать эпохальность этого события. Видимо, строгие японские надсмотрщики из Square Enix способны дисциплинировать даже безалаберных разработчиков. Если это так, другие проекты этого издательства на основе полузабытых PC-брендов вроде Deus Ex, Hitman стоит ждать с еще большим оптимизмом.