Представьте ситуацию: в одной части игры вы убиваете злодея выстрелом в лоб, а в другой уже сражаетесь с ним плечом к плечу против общих врагов. Причем застреленный вами субъект мало того, что стал призраком, так он еще приходится главному герою братом. Родственничек продолжает ходить с кровоточащей дыркой во лбу и едко шутит по этому поводу. Дикость? Да, но для F.E.A.R. 3 этот сценарный ход стал открытием, благодаря которому у привычного игрового процесса появилось двойное, а то и тройное дно.
Новая часть в известной серии шутеров с видом от первого лица продолжает историю Альмы и ее сыновей, которые тоже стали жертвами чудовищных экспериментов. Предыдущие игры напустили в сюжет изрядно туману. F.E.A.R. 3 собирает воедино разрозненные факты, полунамеки и недомолвки и для этого впервые объединяет в одну команду двух главных героев прошлых серий. Элитный спецназовец Пойнтман и его злобный брат-телепат Пакстон Феттель когда-то были по разные стороны баррикад, но теперь они вместе пробиваются к Альме, которая вот-вот снова родит.
Картинка воображение не поражает, но выглядит вполне неплохо: уровни полны деталей, в ходе перестрелок все по-прежнему сверкает и взрывается
С задачей расставить все точки над «i» сценаристы справились лишь частично. Появились новые нестыковки, например, в третьей части почему-то оживают второстепенные персонажи, погибшие в дополнениях к первой. Видимо, разработчики из чикагской Day 1 Studios, до этого занимавшиеся портированием F.E.A.R. на консоли, исходили из собственной версии сюжета. Зато с задачей интриговать и увлекать новая история справляется неплохо. В ней гораздо больше ясности: практически с самого начала мы знаем, куда идем и что происходит с Альмой, а один из главных врагов старательно готовит нас к встрече с собой посредством радиосообщений. Но есть и более значимая интрига: Пойнтман и Феттель идут к мамочке вместе, но с разными целями, о чем мертвый брат постоянно напоминает живому. Чем все это закончится и перед каким выбором поставят игрока, не ясно до самого финала, зато развязка полностью оправдывает ожидание.
Авторы постарались сохранить дух серии, которая изначально была скорее ужастиком, нежели боевиком. Тут есть исписанные странными узорами и надписями стены и неожиданно пробегающие по потолку монстры, и мрачные темные комнаты, да и сама Альма периодически мелькает перед взглядом. Приятно удивило желание авторов разнообразить дизайн уровней. В F.E.A.R. 3 они частично воспроизводят художественные решения из других игр (прогулки по заброшенным вагонам напоминают Metro 2033), где-то реализуют собственные находки, но главное — миссии и локации не похожи друг на друга. Сражения со спецназом на улицах сменяются ожесточенными драками с безумными культистами в заброшенных домах, а прогулки на боевых роботах — отстрелом каких-то инфернальных тварей из дробовика.
В лице F.E.A.R. 3 мы получили практически три игры. Миссии сценария вы можете проходить за Пойтмана, за Феттеля или за обоих вместе. Выступление Пойтмана — это классический F.E.A.R., где мы ожесточенно сражаемся с прекрасно подготовленными врагами. Победить их непросто, поэтому спецназовец, как и раньше, не идет напролом, а маневрирует, выжидает, выцеливает и постоянно использует прием замедления времени. Система укрытий реализована не лучшим образом, но никто не заставляет вас непременно к ним липнуть, поэтому ощущения, что перестрелки стали хуже или принципиально изменились, нет. А вот присутствие ролевых элементов однозначно пошло игре на пользу. За определенные действия (в духе «убей 10 врагов в режиме замедления» или «собери 20 гранат») выдаются очки опыта. По мере набора уровней, вы получаете новые звания и крайне полезные бонусы, например, увеличение продолжительности замедления.
Один из самых интересных сетевых режимов предлагает оборонять базу от волн неприятелей, а в перерыве между атаками тащить домой ящики с амуницией и укреплять двери убежища
Игра за Феттеля — это шутер, в котором герой активно использует паранормальные способности. Пакстон — призрак, и главное его оружие — возможность, накопив достаточно энергии, вселиться в любого врага. Так он получает доступ к пистолетам и автоматам — носить с собой, как и раньше, можно всего две пушки. Но все время оставаться в чужом теле не получится: этот период можно лишь продлить, собирая энергию с поверженных недругов. Рано или поздно герою придется швыряться в них магическими сгустками, бить противников о землю и атаковать особыми приемами в рукопашной. Замедлением Феттель пользоваться не может, что основательно меняет тактику игры.
Наконец, когда оба героя объединяются, начинается динамичный кооперативный шутер, где персонажи уже не отсиживаются и не ведут затяжные перестрелки. Зачем прятаться, если Феттель способен вытащить врага из-за укрытия и поднять в воздух, чтобы Пойтман спокойно расстрелял бедолагу? Или можно отвлечь неприятелей, чтобы брат быстрее сел в боевого робота и устроил кровавую баню. Тем, кто ценил F.E.A.R. за размеренные перестрелки, все это покажется неуместным, но никто не заставляет пользоваться одним только кооперативом. Тосковать по предыдущим частям серии можно, играя за Пойтмана. Остальные режимы созданы для тех, кто ищет новых впечатлений. В частности режимы сетевой игры получились один другого интересней. Можно убегать вчетвером от надвигающейся стены инфернального дыма, отстреливая врагов на ходу. Или охотиться на солдат в роли бестелесных духов, чтобы вселяться в них и наперегонки собирать души.
Есть мнение, что первая часть культовой книги, фильма или игры всегда лучше, чем продолжения. С серией F.E.A.R. примерно такая же ситуация: оригинал до сих пор считается непревзойденным, а все последующие части поклонники критикуют за «отступления от традиций»: они, мол, не такие страшные, и враги в них не такие умные. Вот и F.E.A.R. 3, по мнению некоторых, традиции подрастеряла. Однако это не помешало ей стать отличным экшеном с разнообразным игровым процессом.