Истории о том, как сражаются с инфернальным Злом и в процессе сходят с ума обитатели затерянных во льдах или в космосе станций практически стали самостоятельным поджанром среди ужасов. Можно вспомнить фильм «Сквозь горизонт» Пола У. С. Андерсона, трэшевую ленту «Убийственный холод» или популярную в свое время видеоигру «Готика Марса». Теперь на эту тему решила высказаться и финская студия Turmoil Games. Ее дебютная игра, квест Alpha Polaris, вызывает ассоциации с «Нечто» режиссера Джона Карпентера. Действие тоже разворачивается среди бесконечных снежных пейзажей, а атмосфера ужаса нагнетается постепенно, создавая ощущение безысходности.
Мы играем за норвежского биолога Руне Кнудсена, который работает на американской исследовательской станции Alpha Polaris, принадлежащей нефтяной компании. Естественно, основной профиль станции — разведка новых месторождений. Но Руне занимается экологией, пишет научные работы и пытается лечить зубы белым медведям, чем вызывает снисходительные улыбки коллег. Впрочем, никто ему не мешает: приглашение биолога — грамотный пиар-ход для нефтяников. Персонажи шутят (весьма неплохо, кстати), Руне заигрывает с симпатичной коллегой, приглашает ее на свидание и даже по совету старших товарищей готовит для нее десерт. При этом виртуальные герои вполне убедительны: у каждого свой взгляд на то, как Кнудсен должен вести себя с девушкой.
В дневнике нет пометок о том, куда идти и что делать, но всегда можно щелкнуть на герое, и он вам подскажет
После того, как один из сотрудников обнаруживает странную расселину, а в небе образуется яркое полярное сияние, обитатели станции попадают во власть ночных кошмаров. Они постепенно сходят с ума, но страшнее всего, что кошмары становятся явью. Напряжение растет, и вот уже вместо подмигивающих коллег и уютной атмосферы мы получаем трупы, самоубийства, кровь и странные записки. К финалу вообще кажется, что не выживет никто.
Фабула ничего примечательного не представляет: авторы взяли за основу мифы эскимосов и выдали очередную вариацию на тему «злой дух решил вернуться в мир людей и наделать много гадостей». Можно, конечно, почерпнуть реальные сведения о традициях и верованиях некоторых народов: тут игра даже несет просветительскую функцию. Однако разница между позитивным началом истории и постепенно накатывающим ощущением безысходности, когда все вокруг умирают или сходят с ума, вытягивает сценарий — заставляет искренне сопереживать героям.
Небольшая продолжительность игры (на все про все уйдет 4-6 часов) пошла ей только на пользу: мы получили незатянутый и динамичный сюжет. Важно и то, что и игрок — не безучастный зритель. Как и в Mass Effect периодически нам предлагают выбрать тон ответа (дружелюбный, озлобленный, саркастичный) и принять какое-нибудь решение: например, кого поддержать в конфликте, когда два человека наставили друг на друга оружие; остаться ли с перепуганной девушкой на ночь или удалиться. Хотя решения на сюжет не влияют, они помогают вжиться в образ — происходящее начинаешь воспринимать ближе к сердцу.
По игровой механике Alpha Polaris — чистой воды квест, без примесей других жанров. Все задачи решаются двумя способами: мы собираем, комбинируем и применяем предметы на активных точках или корпим над головоломками. Во многом привычные действия (смешать ингредиенты по рецепту, например, соединить шприц и длинную палку, чтобы получить шприц на палке), финны разбавили несколькими действительно интересными и необычными пазлами. Где-то необходимо использовать специальные программы в ноутбуке Руне, чтобы определить местоположение сбежавшей с датчиком на шее медведицы и вычислить маршрут ее следования. Требуется собственноручно вводить данные и отмеривать определенное количество шагов. Где-то игрок должен изготовить мастер-ключ, позволяющий попасть во все помещения станции.
В игре звучит атмосферная музыка, а графика идеально подходит под определение «простенько, но со вкусом»
Периодически даже предлагают лично писать верные ответы, чтобы решить ту или иную задачку. Например, нужно изучить статьи по культуре эскимосов и потом ответить на вопрос, что означают странные символы на стене пещеры. Или внимательно посмотреть на карту станции и написать в предложенной графе, где вы еще не бывали.
Все это приятно оживляет игровой процесс, но оригинальные пазлы одновременно стали и чуть ли не главной проблемой Alpha Polaris. Не специалисту будет трудно понять, как без подсказок изготовить мастер-ключ: изображение ключей от других комнат ни о чем не скажут. Кроме того, описание эскимосских сказаний, порой, слишком туманно — сложно вникнуть, какое именно слово авторы зашифровали, чтобы объяснить значение некоторых символов в пещере. А тут еще и русская локализация подкинула проблем: в версии «Акеллы» неплохо озвучены персонажи, а вот некоторые важные слова либо переведены неточно, либо вовсе не переведены (исчезло, например, упоминание о северном ветре Борей). В итоге пройти некоторые пазлы без подсказки крайне затруднительно.
Если оценивать работу студии Turmoil Games, нужно признать, что, несмотря на ряд огрехов и, порой, неадекватную сложность, первый блин у них получился не комом. Авторы рассказали атмосферную, напряженную историю, насыщенную эмоциями и интересными загадками. Конечно, в идеале хотелось бы всего побольше: ужасов, персонажей и головоломок. Но тут главное, что мы увидели потенциал новой студии и поняли — финнам вполне по силам делать интересные проекты. Будем ждать их новых работ, в которых авторы, надеемся, развернутся полностью.