Чем ближе выход Deus Ex: Human Revolution, главной киберпанк-игры последних лет, тем больше желающих сделать что-нибудь такое же мрачное, футуристическое и с имплантатами. В Польше анонсировали шутер Hard Reset, а во Франции Streum On Studio выпустила экшен-ролевую игру E.Y.E.: Divine Cybermancy, которая местами очень похожа на самый первый Deus Ex.
Французы отлично передали дух и стилистику киберпанка. Действие игры разворачивается в мире, который идеально подходит под определение «мрачное неуютное будущее». Полузаброшенные футуристические города утопают в неоновом свете вывесок, а уходящие ввысь небоскребы и огромные причудливые статуи, символизирующие мощь сильных мира сего, заставляют чувствовать себя маленьким винтиком в новом мировом порядке. Здесь правят бездушные корпорации, религиозные секты и преступники. Все они постоянно воюют друг с другом и плетут интриги.
Мы играем за ассасина на службе элитного спецподразделения монахов E.Y.E. Эта организация намерена свергнуть Федерацию, контролирующую Землю и большинство других планет. Наша задача — найти некий артефакт, чтобы свергнуть Федерацию, и параллельно разоблачить заговор внутри самой E.Y.E.
Помимо магазинов в игре есть терминалы, где в любой момент можно сменить броню и подобрать оружие
Сюжет в полной мере позволяет почувствовать, каково находиться между двух огней. Здесь можно предать собственного наставника, поиграть за разные группировки, поработать на бандитов под прикрытием и стать двойным агентом. Как и в серии Deus Ex, именно нелинейность — один из коньков E.Y.E.: Divine Cybermancy. Задания воображение не поражают: убить кого-то, выкрасть важную информацию или, наоборот, предотвратить ее продажу, взломать компьютер, заложить бомбы или деактивировать их и т. д. Изюминка в том, что зачастую мы сами решаем, как именно выполнять квесты. Идти напролом самому или попросить помощи у местной мафии? Убить важного персонажа или попытаться вступить с ним в переговоры? Перестрелять по одной агрессивные турели или взломать главный компьютер? Выбирать приходится почти в каждой миссии. А меж тем человек, которого вы пришли убить, может предложить деньги, чтобы перекупить вас; мародер, за устранение которого дадут награду, вдруг начнет рассуждать о том, как деградирует современная молодежь. Убивать или нет после этого — решайте сами. Однажды вам придется даже поработать психологом: выполняя задание, можно случайно наткнуться на закоренелого бандита, который жалуется на свою никчемную жизнь, и от ваших слов зависит, покончит он с собой или нет.
На задании можно умирать и возрождаться 9 раз, а потом вы очнетесь в ином мире; нужно будет пройти через портал, чтобы продолжить миссию с последнего «чекпойнта»
E.Y.E.: Divine Cybermancy представляет собой сочетание шутера, стелс-экшена и ролевой игры. Причем больше всего игра похожа именно на полноценную RPG. Здесь можно создавать героя на свой вкус и прокачивать его параметры (сила, ловкость, меткость, выносливость и т. д.), получая опыт за выполнение основных и побочных заданий. Главный параметр, без прокачки которого вы вряд ли обойдетесь — «ментальная устойчивость». Заметив что-то ужасное или получив тяжелое ранение (в игре реализована система точечных повреждений), ваш персонаж может впасть в безумие: встанет как вкопанный, начнет беспорядочно палить по всем вокруг или начнет видеть галлюцинации. Поскольку что-то ужасное игра показывает довольно часто, «ментальная устойчивость» приобретает особое значение.
Помимо опыта, за успехи игрок получает местную валюту. Она пригодится для улучшения имплантатов, понатыканных во все подряд части тела героя, а еще ее можно пустить на исследование различных технологий: так, например, можно уменьшить отдачу у автоматов, научиться использовать особые аптечки, открыть доступ к новому оружию и способностям.
Способностей здесь много, хороших и разных. Особенно хороши всяческие паранормальные фокусы: герой может, например, призвать себе на помощь отряд собственных клонов или наслать на неприятеля безумие. Неплохо реализованы стелс-навыки: временная невидимость, возможность видеть сквозь стены или различать врагов по звуку. Другие способности позволяют включать улучшенное прицеливание, повышенную скорость или прыгучесть, щит, укрепляющий кожу и т. д.
В игре есть отсылки не только к Deus Ex, к фильмам «Призрак в доспехах» и «Эквилибриум», но и к вселенной Warhammer 40000 После прохождения каждой миссии мы возвращаемся на главную базу. Оттуда в любое время можно зайти в уже пройденные локации, чтобы прокачаться дополнительно, выполняя случайно генерируемые задания. Повышать уровень можно даже в мультиплеере, где пока доступны два режима: совместное прохождение сюжета и совместное же выполнение разовых миссий. Заработанные тут опыт и валюта перекочуют и в одиночную кампанию.
Игра была бы совсем неплоха, если бы не несколько «но». Во-первых, очень уж посредственная она с точки зрения графики. Во-вторых, ей не хватает лоска, ярких постановочных сцен и по-голливудски закрученных миссий. В-третьих, как шутер E.Y.E. тоже не блещет. Враги действуют примитивно, но постоянно возрождаются: учитывая отсутствие карты и не самое удобное управление, это превращает прохождение некоторых миссий в пытку. В-четвертых, стелс здесь прикручен явно для галочки: использовать его можно, конечно, только смысла в этом никакого.
Объяснение всему очень простое. Streum On Studio разработала и выпустила E.Y.E.: Divine Cybermancy самостоятельно. Перед нами типичная инди-игра: интересные идеи и нетривиальный игровой процесс соседствуют со слабым техническим исполнением и шероховатостями, которые предстоит выправлять патчами. Но даже в таком виде игра увлекает, потому что здесь есть главное: атмосфера настоящего киберпанка, богатая на возможности ролевая система, нелинейность и ностальгический дух самого первого Deus Ex.