Начнем без предисловий: Xenoblade — лучшее, что произошло в жанре японских ролевых игр за последние пять лет. На современных домашних консолях выходили JRPG самого разного плана: соблюдающая все каноны The Last Remnant, футуристическая Star Ocean: The Last Hope, сделанная в духе «Матрицы» Resonance of Fate, экспериментальная Final Fantasy: Crystal Bearers, безумно красивая Final Fantasy XIII. Это все неплохие игры, в чем-то даже выдающиеся, но ни одна из них не тянет на звание JRPG новой эры. А вот Xenoblade — именно шаг вперед, на качественно иную ступень развития. Сразу оговоримся, что речь идет о развитии в плане игрового процесса. Выглядит Xenoblade как ничем не примечательный проект для PlayStation 2. По части графики разработчики смухлевали. Нет объективных причин, по которым игра должна была выйти на маломощной Wii. Прославивший консоль датчик движения здесь вообще не используется. Схему управления кое-как приспособили под стандартную для Wii связку пульт-нунчак, но проходить игру все-таки гораздо приятнее с продающимся отдельно классическим геймпадом.
На бескрайних просторах Биониса можно было бы легко заблудиться, если бы не встроенная карта
Сэкономив на графике, разработчики с небывалым размахом подошли к созданию игрового мира. Xenoblade буквально давит масштабностью. В то время как технологически безупречная Final Fantasy XIII гонит игрока по совершенно прямым тоннелям и лишь к финалу выпускает его на зеленые просторы, в Xenoblade большие локации становятся доступны уже на третьем часу. При этом на горизонте маячит еще с десяток сопоставимых по размерам территорий. Если следовать по сюжету, не отвлекаясь на исследование местности и побочные задания (число которых доходит практически до пятисот), то повидать доведется едва ли треть виртуального мира. Масштабность Xenoblade никогда не перерастает в неудобство благодаря встроенным в игру полезным функциям. Каждые пять минут на пути попадаются контрольные точки, к которым в любой момент можно вернуться через опцию «skip travel». Нахождение новых чекпойнтов премируется очками развития — весомый стимул, чтобы лазать по бесчисленным закоулкам.
Примечательно, что игра выдает поощрения чуть ли не за каждое мало-мальски значимое действие, чем напоминает некоторые онлайн-проекты. С MMORPG у Xenoblade едва ли не больше общего, чем с рядовыми RPG. Ярче всего это выражено в схватках, которые разительно отличаются от размеренных пошаговых боев, давно ставших визитной карточкой жанра. В Xenoblade сражения стремительные, без пауз, все маневры происходят в режиме реального времени. Когда герой находится рядом с врагом, он начинает самостоятельно его кромсать. Задача игрока — выбирать способности для использования в промежутках между обычными атаками. После применения способность некоторое время «перезаряжается» — чем она сильнее, тем дольше приходится ждать. Такая псевдопошаговость заложена в основу большинства современных MMORPG, и разработчикам Xenoblade удалось перенести ее в формат одиночной игры.
Главный герой видит ближайшее будущее, и это отражается как на сюжете, так и на боях. Игра предупреждает, когда и какой атакой враг сразит одного из персонажей
Управлять можно только одним бойцом, остальные действуют по собственному усмотрению. Порой отчаянно недостает возможности переключаться между бойцами по ходу битвы, но очевидно, что это ограничение присутствует отнюдь не из-за недосмотра разработчиков. Сражаться с каждый встречным монстром совсем не обязательно, большей части живности в Xenoblade нет никакого дела до игрока. Враждебные существа помечены особыми иконками в зависимости от того, как они обнаруживают цель — зрительно или по звуку. «Глазастые» могут приметить игрока издалека, но поскольку сектор обзора узкий, можно спокойно пробежать у них под боком. С «ушастыми» такой фокус не пройдет, зато они реагируют лишь на то, что происходит в непосредственной близости. Иногда на локациях появляются существа особого типа — элементали, — которые агрессивно реагируют на применение рядом с ними магии.
Сюжет Xenoblade —достаточно стандартный образчик фэнтези: разношерстная и малочисленная компания героев странствует по миру с целью искоренения зла. А вот устроен этот самый мир оригинально. Он состоит из бескрайнего моря, бескрайнего же неба и двух существ необъятных размеров — органического Биониса и механического Мехониса. На заре времен исполины что-то между собой не поделили, сошлись в поединке и нанесли друг другу смертельные ранения. По прошествии миллионов лет на остовах гигантов появились новые, более мелкие формы жизни. На Бионисе обосновался человек разумный и всякие зверушки, а из Мехониса вылезли кровожадные киборги мехоны.
Игра начинается с того, что люди отражают очередное нашествие мехонов. «Наши» проигрывают вчистую, пока на поле боя не появляется человек с единственным оружием, которое способно убивать мехонов — мечом Монадо. Стальные воины обращены в бегство, на Бионисе воцаряется мир и спокойствие, но лишь на год. После этого срока мехоны возвращаются в гораздо большем количестве, они намерены покончить с ненавистной им органической жизнью. Но находится другой герой, молодой инженер по имени Шульк, который с чудо-мечом наперевес встает на защиту Отечества. Отбив нападение, Шульк с товарищами отправляется в путешествие, чтобы отомстить кибернетическим мерзавцам за смерть близких, а заодно раскрыть тайну Монадо.
Редкая JRPG обходится без милых и странных на вид зверьков. В Xenoblade эту роль играют нопоны — меховые комки с ушами-крыльями
Нельзя сказать, что сюжет Xenoblade держит в постоянном напряжении или изобилует неожиданными поворотами. Напротив, события игры развиваются постепенно, местами даже неспешно. Действующие лица наделены типичными характерами, но, по крайней мере, ведут они себя адекватно, а не как, например, в Final Fantasy XIII.
Привередливые критики с неожиданным энтузиазмом отреагировали на Xenoblade, проставили игре сплошь девятки и десятки. С одной стороны, нельзя не порадоваться за игру, ведь высокие баллы она получила заслуженно. С другой стороны, печально, что хорошие JRPG стали выходить настолько редко, что их появление производит настоящий фурор. Более того, Xenoblade может стать одной из последних таких игр. Уже анонсированная следующая Wii будет работать с графикой высокого разрешения, а значит, нишевым разработчикам прикроют последнюю лазейку. Еще один, кстати говоря, повод ни в коем случае не пропускать Xenoblade.