Space Marine одновременно хороша и плоха тем, что про эту игру все ясно практически с первого взгляда. Попытка Relic Entertainment выйти за рамки своего обычного формата кажется логичной в свете того, что Dawn of War II и так сильно напоминала экшен-RPG. Следующий шаг — дать игроку возможность управлять отдельным бойцом — вполне оправдан. Однако студия вот уже 12 лет занимается разработкой исключительно стратегий в реальном времени, и в области экшенов является новичком. По плечу ли разработчикам такая ответственная задача? И да, и нет. Да — у нас наконец-то есть приличный экшен по вселенной Warhammer 40000; нет — Space Marine явно не стала шедевром жанра.
Все космодесантники несут почетную обязанность «олицетворять собой неотвратимую насильственную смерть». Их работа по сути проста — на дальних дистанциях крошить противника из огнестрельного оружия, на ближних — разделывать при помощи оружия холодного. Как шутер Space Marine больше напоминает виртуальные мясорубки девяностых — здесь нет системы укрытий, альтернативных режимов стрельбы и элементов stealth. Все очень грубо и прямолинейно — прицеливайся и стреляй. Врагов очень много, они по большей части примитивны — тупо прут напролом и о существовании тактических уловок явно не подозревают. Рукопашная система реализована тоже довольно аскетично: есть обычный удар и оглушающий. В разных комбинациях они превращаются в 3-4 эффективные связки — большего и не требуется.
Графика Space Marine не очень продвинута, тем не менее, картинка почти всегда радует глаз
На словах столь незатейливая система кажется уныло-однообразной, однако на экране происходит бесшабашный, кровавый карнавал — феерия смертоубийства, обильно украшенная расчлененными телами и яркими спецэффектами. В Space Marine очень удачный звуковой ряд: все крайне убедительно трещит, стрекочет, бабахает и лязгает. Воинственные крики и предсмертные вопли тонут в грохоте орудий, а битвы сопровождается агрессивным, ритмичным саундтреком. Если вы знакомы с атмосферой бескомпромиссной резни, которая так здорово реализована в Dawn of War, то будете приятно удивлены, насколько блестяще она воспроизведена в Space Marine.
Несмотря на простоту составных элементов, в совокупности они уже не кажутся примитивными: игровой процесс динамичен и увлекателен. Не сказать, чтобы Space Marine отличала высокая сложность, но, зазевавшись, погибнуть можно очень быстро. Разработчики настойчиво подталкивают вас к активному переключению стволов, маневрированию и грамотному использованию рукопашных приемов. Защитное силовое поле в режиме покоя восстанавливается само, а вот здоровье приходится пополнять посредством кровавых экзекуций. Хочешь не хочешь, а кидаться в гущу сражения надо регулярно.
Эффектные моменты игры под помпезную музыку — то, что Император прописал
Экзекуции реализованы настолько сочно и брутально, что их хочется проводить снова и снова, даже если здоровье на максимуме. Есть нечто особенное в том, чтобы воткнуть цепной меч в пасть орку и распилить его изнутри. Есть что-то необъяснимо притягательное в этих мясных ошметках, в этом романтичном слое крови на броне и багряных потеках на экране... При разных видах оружия и противников зрелищных расправ наберется в общей сложности с пару десятков.
Разработчики понимали, что предложенная игровая механика быстро наскучит: сначала стрельба издалека, затем волна противников, рукопашный бой, бег по пустому коридору, и снова здорово. Поэтому вам систематически будут давать особенные задания — убить босса, поработать пулеметчиком на «Валькирии», сбить вражеский корабль. Увлекательнее всего среди таких забав — реактивный ранец, позволяющий прыгать на большую высоту и пикировать сверху, как ястреб, на беззащитных врагов, расшвыривая их мощным ударом молота. С нестандартными моментами в игре, увы, явный дефицит, но ее спасает то, что механика сражений в общем и целом реализована удачно, а процесс уничтожения неприятельских сил так сбалансирован, что затягивает и просто не успевает надоесть.
Чего разработчикам не занимать, так это знания любимой игровой вселенной — они как всегда тщательно следуют ее эстетическим канонам. Все космодесантники и инквизиторы, орки и адепты Хаоса, вся архитектура, техника и оружие выглядят именно так, как им и полагается — монументально, тяжеловесно, зловеще. Словом, предсказуемо. К сожалению, эта предсказуемость распространяется и на сюжет — практически все реплики, поступки героев и повороты сценария как будто несут на себе штамп «одобрено Инквизицией». То есть, в них нет ничего неожиданного. Что поделать, драматичные и оригинальные сценарии никогда не были сильной стороной Relic Entertainment.
Зато в плане мультиплеера они всегда были на высоте, и Space Marine не стала исключением. Многопользовательские забавы представлены двумя режимами для команд по 8 человек — Космодесант против Хаоса. Первый — стандартная бойня, второй предполагает захват и удержание стратегических точек, дающих необходимые для победы очки. Бойцы поделены на классы и прокачиваются по мере игры, обзаводясь перками и аксессуарами. Играть можно стандартным тактическим десантником, неповоротливым специалистом по тяжелым пушкам или маневренным мастером рукопашного боя с реактивным ранцем. Хотя мультиплеер может показаться суховатым, на деле он весьма увлекателен. В обозримом будущем также планируется добавить кооперативный режим на выживание, вроде Horde из Gears of War, а также, возможно, некую вариацию на тему захвата флагов.
Радикальное средство от головной боли
Разработчики Relic Entertainment явно не намеревались конкурировать с лучшими шутерами или слэшерами планеты. Вместо этого они сделали умеренно консервативную, но добротную игру для фанатов и не прогадали. Warhammer 40000: Space Marine, безусловно, есть куда расти, зато она преуспевает в главном: дает игроку почувствовать себя смертоносным и беспощадным космодесантником, истребляющим полчища инопланетных выродков. Надо признать, чувство это весьма приятное.