Создатели Operation Flashpoint: Cold War Crisis и серии ARMA — не единственные, кто развивает жанр реалистичных симуляторов военных действий. Еще в 2006 году, за год до появления на прилавках самой первой Armed Assault, студия Tripwire Interactive выпустила игру, в которой отсутствовал привычный крестик прицела, а быстрая пробежка с полным боекомплектом заканчивалась для персонажа тяжелой одышкой и трясущимися руками. Это была Red Orchestra: Ostfront 41-45. Разработка ее сиквела с подзаголовком «Герои Сталинграда» затянулась на пять лет, а за это время многое изменилось. Игроки привыкли к динамичным и комфортным перестрелкам в сериях Battlefield: Bad Company и Call of Duty: Modern Warfare. Поэтому многие гадали, пойдет ли Tripwire Interactive во второй части на поблажки или, наоборот, вопреки всему закрутит гайки. Разработчики поступили хитрее: в чем-то действительно сделали игру комфортнее, а в чем-то усложнили.
Иногда после смертельного ранения перед тем, как экран потемнеет, у вас есть еще несколько секунд, чтобы бросить гранату или подстрелить врага
«Red Orchestra 2: Герои Сталинграда», как явствует из названия, по-прежнему посвящена Второй мировой войне, но на этот раз целиком сосредоточена на кровопролитной Сталинградской битве. Есть две кампании — за немцев и за Красную Армию, а вот полноценного сюжета не завезли: вам предстоит набор сражений, во время которых стороны, как правило, захватывают и удерживают стратегически важные объекты на карте. Здесь нет эффектных роликов, постановочных сцен, бесконечного возрождения врагов в одной точке и прочих цирковых номеров из Call of Duty. Зато есть суровый дух настоящей войны. Оружие времен Второй мировой проработано предельно реалистично. Крестика прицела по-прежнему нет — приходится либо палить от бедра, но тогда ствол ходит ходуном, либо наводить мушку на цель, что требует времени и ограничивает обзор. На некоторых видах оружия необходимо, как и в жизни, выставлять дистанцию стрельбы.
В чем заключаются упрощения? Ну, например, значительно быстрее перезаряжается оружие, а при беге медленнее расходуются силы, причем после перебежек ствол не шатается из стороны в сторону. Держать противника на мушке можно как угодно долго: руки больше не устают. Все это, конечно, прибавило игре динамики, но сказать, что побеждать стало значительно проще, нельзя. Вас по-прежнему убивают с одного-двух попаданий, а отсиживаться и ждать, когда здоровье восстановится, бесполезно. Лишь изредка игроку дают шанс перевязаться, чтобы остановить кровотечение и продолжить бой.
Заработанный в сетевых баталиях опыт увеличивает ваше мастерство: чем чаще играете, например, штурмовиком и используете ППШ, тем быстрее получите бонусы для этого класса и оружия
Появление системы укрытий тоже не особо упростило игровой процесс — отчасти это даже прибавило «Героям Сталинграда» реализма. К тому же в игре реализована более продвинутая физическая модель, и некоторые объекты разрушаются от артобстрелов или даже автоматных очередей, например, заборы. Но главное — это система морали. Когда игрок попадает под артобстрел, и снаряды свистят над самым ухом, падает боевой дух, картинка на экране размывается, и прицелиться точно становится практически невозможно. Реализм Red Orchestra 2 проявляется и в том, что играть предлагается не только за рядового пехотинца. Как и в серии ARMA, периодически вам дадут попробовать себя в роли командира подразделения. Посредством специального меню он способен запрашивать артиллерийскую поддержку и отдавать приказы подчиненным. Можно даже побывать в роли командующего, который по радиосвязи координирует наступление всех подразделений. Наконец, есть танковые сражения, причем в экипаже задействованы уже не два, а четыре бойца.
Одиночные кампании — лишь разминка перед суровыми мультиплеерными сражениями. Основных режима три: «Территория», где две команды по очереди штурмуют или обороняют контрольные точки, аналогичный «Обратный отсчет», в котором нельзя возрождаться, и «Перестрелка», где побеждает команда, уничтожившая больше врагов. Поклонники современных многопользовательских шутеров здесь обычно долго не живут. Огромные пространства, обилие всевозможных объектов, за которыми можно притаиться, неминуемая смерть от первого же попадания — все это заставляет передвигаться крайне осторожно, пригнувшись к земле или вовсе ползком, и заранее тщательно осматривать местность. На более компактных картах легче не становится.
Мультиплеерные баталии стали еще масштабнее: в них теперь может участвовать до 64 человек
В мультиплеере Red Orchestra 2 важнейшее значение имеет выдержка бойца, командное взаимодействие, знание карт, ну и, конечно, грамотный выбор огневых позиций. Однако долго отсиживаться на одном месте непрактично: игра поощряет тех, кто воюет активно, участвует в захвате или удержании объектов и вообще работает на команду. Самому полезному игроку могут предложить стать командующим в следующей схватке. Вообще классов персонажей много, но ради баланса введены ограничения на то, сколько штурмовиков, стрелков, пулеметчиков и т. д. может участвовать в сражении. Лимит на снайперов, например, очень небольшой — приходится занимать очередь.
К сожалению, отвадить от Red Orchestra 2 поклонников крупнобюджетных и более гуманных по отношению к игрокам шутеров может не только высокая сложность «Героев Сталинграда». Игра оказалась технически несовершенной — банально не доведенной до ума программистами и отвратительно оптимизированной. Есть и другие огрехи вроде странной системы возрождения: вы можете долго ждать очереди, чтобы снова войти в игру, и воскреснуть в метре от противников. Да о чем вообще можно говорить, если долгое время после релиза не работал учет статистики? Это до боли напоминает ситуацию, с которой приходится иметь дело фанатам очередной части ARMA. Видимо, разработчики сложных шутеров убеждены, что игрокам должно быть тяжело во всех смыслах слова.
«Red Orchestra 2: Герои Сталинграда» — игра несовершенная и весьма специфическая. Определенные поблажки, на которые пошли разработчики ради удобства игроков, не слишком упростили игровой процесс. Зато отвратительное техническое исполнение может отпугнуть даже поклонников первой части. И все же те, у кого хватит сил и выдержки, чтобы освоиться в Red Orchestra 2, получат массу удовольствия от увлекательных сетевых сражений на подступах к виртуальному Сталинграду.