Главный герой Catherine, Винсент, не способен пускать из пальцев молнии, не посвящен в колдовские таинства, не состоит в элитном контртеррористическом отряде. Винсент — самый обычный житель мегаполиса, из тех, кого называют «офисным планктоном». Днем он вкалывает на самой обычной работе, вечером пьет пиво со своими самыми обычными друзьями. В жизни Винсента не было ничего мало-мальски примечательного, и его это совершенно устраивало. Дела у героя пошли под откос, когда его девушка, целеустремленная особа по имени Кэтрин, стала недвусмысленно намекать, что пора бы им узаконить отношения, стать мужем и женой. Такой поворот событий застал Винсента врасплох, и он от неожиданности напился и переспал с приглянувшейся ему в баре дамой. После этого его начали мучить страшные видения, причем не какие-то вызванные переутомлением ночные кошмары, а последовательные и изощренные ужасы. Каждую ночь он вместе с другими бедолагами должен взбираться по гигантской башне. Тех, кто падает или взбирается недостаточно быстро, в реальном мире показывают по телевизору в новостях с комментарием «очередной мужчина необъяснимым образом умер в собственной постели».
Однако даже успешное преодоление кошмаров не приносит Винсенту облегчения. Наяву ему приходится иметь дело с Кэтрин, форсирующей тему свадьбы: «мама беспокоится за меня», «все мои подруги уже вышли замуж», «кажется, я беременна» — стандартные женские уловки. Не к месту приходится и встреченная в баре барышня, которую по удивительному совпадению тоже зовут Кэтрин (во избежание путаницы будем звать ее Катей). Катя никак не желает расставаться и чуть ли не каждую ночь чудесным образом находит путь в постель Винсента — почему другая Кэтрин живет отдельно, сюжет не поясняет. Наш герой-любовник не в восторге от ее настойчивости, но и не очень сильно сопротивляется. В то же время, он искренне любит свою девушку и не хочет разрывать с ней отношения, хотя мысли о женитьбе его вовсе не радуют.
Некоторые головоломки поначалу кажутся нерешаемыми, но, к счастью, игра поощряет эксперименты — свои действия можно отматывать назад
Таким образом, Catherine состоит из двух частей. Днем Винсент лавирует между девушками и делится наболевшим с друзьями-собутыльниками, а ночью преодолевает очередной участок башни. Первая часть состоит из двух-трех сцен — утром дома, на обеде в ресторане или кафе, в туалете на работе — и посиделок в баре под вечер. Бар — единственное интерактивное место. Можно поглощать алкоголь, бродить между столиками, болтать с завсегдатаями заведения, а также тайком рассматривать в туалете присланные Катей вызывающие фотографии.
Посиделки в баре ни к чему не обязывают: можно напиться до чертиков, а можно сразу пойти спать. Общение позволяет игроку скорректировать личность Винсента по своему вкусу. В зависимости от реплик в дискуссиях и тона ответов на SMS’ки герой постепенно становится либо эгоистичной скотиной, либо примерным женихом. Его характер проявляется в дневных сценах, когда, например, Кэтрин выпытывает у Винсента, полностью ли он с ней откровенен. Линия поведения непосредственно влияет на концовку игру. Найдет ли Винсент силы порвать с Катей и попросить руки Кэтрин, или же он и дальше будет двигаться по пути морального разложения? И даже когда он наконец выберет спутницу жизни, ответит ли она ему взаимностью?
В перерывах между уровнями можно общаться с товарищами по несчастью, которые выглядят, как бараны. Еще одна едкая социальная метафора?
В кошмарах все проще. Никаких сердечных метаний — карабкайся или погибнешь. Игрок стартует перед стеной из квадратных блоков. Их нужно двигать, чтобы они образовывали лесенку, по которой можно подняться наверх. Ключевой момент — блок не упадет, пока он хотя бы одним ребром касается другого блока. В теории это позволяет возводить безумные конструкции. Хотя у всех блоков одна форма, они различаются по свойствам. Кроме обычных существуют, в частности, тяжелые (их нельзя двигать), ледяные (скользкие), заминированные (они взрываются и повреждают соседние) и пружинистые (подбрасывают вверх). На уровнях порой встречаются товарищи по несчастью. Обычно они просто мешаются под ногами, но бывают и такие, у которых при виде Винсента пробуждается жажда крови. Избавиться от них можно либо дружественным толчком в пропасть, либо предметом, убивающим все живое в пределах видимости. Такая вот затейливая аллюзия на тему продвижения по карьерной лестнице в среде офисных работников: сбрасывай ближнего сам, иначе сбросят тебя.
Каждая ночь увенчивается встречей с боссом — гигантским монстром из подсознания Винсента. Им может оказаться старуха в свадебном платье, чьи-то ноги с зубастым ртом в промежности или жуткого вида младенец. На таких уровнях нужно карабкаться вдвойне быстрее, так как босс неумолимо преследует игрока и, вдобавок, норовит учинить какую-нибудь пакость, например, обрушить ряд блоков. Головоломки устроены вроде бы просто — двигай да двигай блоки, но эта простота обманчива. Без труда можно осилить только первые, ознакомительные уровни, а вот дальше начинается настоящий кошмар. Впрочем, головоломки — не главное, их сложность можно в течение дня понизить. Центральное место в Catherine занимает все-таки сюжет, а точнее, сложная жизненная ситуация, в которую угодил главный герой и которая, может быть, знакома некоторым читателям этой рецензии.
«Заблудшая овца» — любимый бар главного героя. Рано или поздно почти все его посетители оказываются в мире кошмаров
Нельзя не отметить смелость разработчиков, сделавших по-настоящему взрослую игру. Здесь нет расчлененки или ярко выраженной похабщины (хотя рекламные ролики старательно на нее намекают), однако молодые люди, еще не испытавшие на собственной шкуре, что такое близкие отношения, вряд ли смогут ассоциировать себя с Винсентом. Они попросту не поймут, отчего он так страдает. Более же взрослая аудитория должна воспринять Catherine с интересом, ведь едва ли какая-то полноформатная игра ранее всерьез затрагивала эту тему. Странное упущение, ведь женщина, готовая на все ради брака, порой куда страшнее полчищ инопланетных захватчиков.