Mortal Kombat — знаковая серия файтингов. В девяностые годы прошлого века первые части смертельной битвы знали все любители игр, особенно младшего возраста. Чрезмерная жестокость, лившаяся с экранов контрастировала с жизнерадостными платформерами, а также с мультяшным Street Fighter. К тому же, в Mortal Kombat все игровые персонажи не нарисованы, а сыграны различными людьми, что придавало реализма. Но кроме внешнего вида смертельную битву от собратьев по жанру отличал еще и низкий порог вхождения. Вместо сложносочиненных комбо, на освоение которых уходило много времени в том же Street Fighter, в Mortal Kombat разобраться было на порядок проще. Все суперудары выполнялись за счет двух-трех кнопок и разучивались уже после первого раунда битвы.
Но, как и у всех долгоиграющих серий, у Mortal Kombat тоже были не лучшие годы. После перехода четвертой части в 3D серия изменилась. В ней пропали те скорости, что были присущи первым трем играм, также ушли в прошлое живые актеры. Вследствие последнего вся жестокость, происходящая на экране, привлекала уже не настолько, а это значит, пропало одно из главных преимуществ игры. И вот спустя многие годы создатели серии решили вернуться к корням и восстановить то за что любили смертельную битву в двадцатом веке.
И не удивительно, что большой акцент в игре сделан на ностальгические чувства. Все знаковые персонажи первых трех частей присутствуют и в новой. Скорпион все также пускает гарпун при помощи тех же самых клавиш, что и 10 лет назад. Соня Блейд захватывает противников ногами, Лю Кенг выполняет тот самый велосипед в воздухе, издавая улюлюкающие звуки. Поток воспоминаний, приливший в голову после первого запуска, кажется, не иссякнет еще долго, особенно когда запускаешь сюжетную компанию и видишь знакомые события. Но раньше это подавалось в виде плывущего текста, а сейчас в виде поставленных роликов, плавно перетекающих в игровой процесс. Если учитывать, что события первой трети игры сделаны с оглядкой на классический фильм Пола Андерсона, то можно сказать что остальная часть сюжетной компании это долгожданные сиквел и триквел хорошего фильма.
Но если бы только за счет воспоминаний держалась игра, то это бы не позволило ей запомниться надолго и заставлять, периодически, тянутся за диском. Отличная визуальная составляющая, динамичный геймлей и низкий порог вхождения. Выполненные качественно все эти элементы дают потрясающий эффект. И надо признать, что без какого-либо из них, либо при плохой реализации одного, игра уже не давала бы нужных эмоций.
Рассмотрим по очереди вышеназванные плюсы игры. При плохой работе художников или попросту некрасивой графике потерялось бы одно из главных достоинств игры — гипертрофированная жестокость. Смотреть из раза в раз на то, как отлетают квадрантные руки и головы было не особо интересно, а при наличии X-Ray атак, которые выполняются с завидной регулярностью, все это действие наводило бы тоску.
Второй и третий плюсы игры положительно влияют при совместном объединении. Быстрые партии и двух-трех кнопочные суперудары делают игру идеальной для новичков и игр в компании за одной консолью. При длинной продолжительности боев за ними было бы не так интересно наблюдать со стороны и ждать своей очереди, а при сложности управления за нее вообще бы не хотелось садиться, либо все это действие продолжало веселить короткое время. Но в сумме с большим выбором персонажей все эти элементы игры составляют картину достойную выставки в лучших музеях (DLC с новыми персонажами смотрятся, крайне выгодно в этом случае).
При упоминании о широком выборе игровых персонажей стоит отметить и общее разнообразие занятий в игре, и фантазию авторов. Кроме обычной лестницы и описанной выше сюжетной кампании в игре есть еще и лестница испытаний, в которой попадаются довольно интересные ступени. Так, например, одной из самых забавных считаю битву с отлетающими конечностями. При нажатии обычных кнопок ударов персонаж не наносит удар, а кидает в противника руку или ногу, в итоге оставаясь, прыгать на одной ноге. Через секунду все возвращается на свои места и можно «пулять» во врага следующий снаряд. Проходя остальные испытания, не устаешь удивляться не только фантазии авторов, но и умению издеваться над игроками. В последнем испытании необходимо три раза подряд победить Шао Кана, что усложняет итак нелегкую задачу под названием «победи сложного босса» в три раза. Но тут на первый план снова выходят слова «ностальгия по девяностым» и желание бросить джойстик в не виновного кота, которому интересней было бы наблюдать за теннисом. И это, наверное, единственный минус, который можно предъявить игре. Заметно это особенно в сюжетной кампании, которая кажется искусственно затянута путем внезапного увеличения сложности врага, но после пары побед противник, будто меняет свой черный пояс на белый. Хотя этот недостаток вполне можно перечеркнуть вертикальной черточкой за, упомянутые уже приступы ностальгии, и брошенный вызов.
Вообще, имея низкий порог вхождения, игра, тем не менее, достаточно глубока. Можно, конечно, так и остаться блуждать в трех кнопках и даже при этом условии проводить комбинации, заставляющие задуматься противника, о своей тактике боя. И тут хочется с другой стороны раскрыть понятие «динамичность боя». Скорость здесь не запредельная, есть время сообразить, что делает противник (а не смотреть на парад спецэффектов как, например, в Marvel vs Capcom) и после первого раунда подстроить свою тактику под противника. Небольшое число ударов каждого персонажа, позволяет также просчитать поведение. В связи с этим стоит отметить мультиплеерный режим «King of hill», который, замечателен тем, что до начала своего боя ты видишь схватки противников и представляешь их ходы. И тут уже в действие вступает реакция и скорость мышления, которые превращают бои в быстрые шахматы. А новички в свою очередь могут посмотреть битву, и поучится приемам бывалых игроков.
Можно сказать, что новый Mortal Kombat вышел, после около 15 лет застоя, отличным и держится не только на воспоминаниях старых фанатов серии, но и вполне может понравиться новичкам. Хотя жестоких игр сейчас появляется много, в отличие от времен, когда вышла первая часть, и новые битвы с захватчиками Земли смотрятся уже не так вызывающе, тем не менее, эту игру должен оценить каждый любитель интерактивных развлечений, да и не любитель тоже.