Перед нами, друзья, преображение. Первой части Resistance досталась незавидная участь – быть launch-шутером для приставки PS3. Вся соль заключается в том, что именно launch-проекты являются лицом платформы, хоть им прощается гораздо большее, чем, если бы они вышли год-другой спустя. Но разработчики в грязь лицом не ударили. Resistance: Fall of the men был местами неровным, но брал каким-то совершенно агрессивным звериным геймплеем и общей стилистикой – мрачные 50-е с инопланетной угрозой. Что сказать, тема пока еще неизбитая. Да и подача сюжета велась не напрямую, а через рассказчика в виде хронологии. К сожалению, визуально Resistance оттолкнула почти всех, но те, кто наплевал на серую и невыразительную картинку, начинали через некоторое время замечать, что играть все же интересно. Как пробничек PS3 игра была хороша. Шло время, разрабатывалась вторая часть, все ждали перехода сиквела на новый уровень качества. Но после релиза стало понятно, что 2 года Insomniac делали Halo-клон, причем совершенно безыдейный и кондово сделанный. В плане арта Resistance 2 катил, графику тоже облагородили, но такие вещи как постановка миссий, интересный сюжет и хороший геймдизайн сюда не заглядывали. Играть было банально скучно, даже шутерная часть подвела – оружие не чувствовалось вообще. Особенно смешно смотрелись мультиплатформенные холиворы Gears 2 vs. Resistance 2.
По вполне логичным причинам третью часть не ждал практически никто. На выставках она смотрелась бледно и невыразительно. Но стоит самому сесть за нее, как ты понимаешь, что Insomniac, сами того не ведая, сделали чуть ли не лучший шутер в 2011 году.
Больше всего поражает начало, оно очень похоже на первые шаги Артема из Метро 2033 по родной станции ВДНХ. Темно, подземное убежище, все люди знают друг друга в лицо. На поверхности теперь властвуют Химеры, захватившие почти всю планету Земля. У героя Джозефа Капелли есть жена и заболевший сын. Но идиллия, к сожалению, длится недолго. Химеры обнаруживают убежище и жестоко разрушают его. Единственный шанс что-либо поменять – уничтожить терраформер химер в Нью-Йорке. Джозеф и доктор Маликов (знакомый из первых двух игр) отправляются почти через весь материк к призрачной цели. Именно с завязки ты понимаешь, чем выгодно отличается Resistance 3 от предыдущих. Эта игра куда более камерная и личная, нет масштабных боевых действий, только борьба за жизнь кучки оставшихся в живых людей. Еще одна новая особенность сюжета – это путешествие. Такие ощущения создаются при прохождении Метро 2033 и Half-Life 2. Игра поделена на несколько этапов, каждый из которых очень сильно отличается от предыдущего не только визуально, но и эмоционально, и геймплейно. Тут есть и свой Рэйвенхольм, и Нова Проспект. Игра очень много идей черпает из Half-Life 2, но плагиатом это назвать язык не поворачивается, скорее, наоборот хочется похвалить разработчиков за знакомые эмоции и новую обертку классики. Resistance 3 – это приключенческая игра, не в плане жанра, а в плане ощущений от прохождения. Этакий роуд-муви. Этому также способствуют замаскированные роликами загрузки между уровнями – создается иллюзия целостности. К сожалению, когда герой добирается до Нью-Йорка, густая атмосфера испаряется и перед нами предстает хардкорный шутер 90-ых с кучами респавнящихся врагов и практически нулевой подачей сюжета. Развязка, в принципе, сделана грамотно, и ставит точку в приключении, но намек на продолжение все же есть. Так что грандиозного финала трилогии не получилось. Resistance 3 вообще достаточно отстранена от предыдущих частей, «вещь в себе», что не очень хорошо для серии в целом, но просто прекрасно для отдельно взятой игры. Вместо того чтобы гнуть линию милитари-клона Halo, Insomniac попытались высказаться в другом ключе и переизобрести Resistance. И у них это почти получилось.
Будучи под гнетом химер, люди пытаются жить нормальной жизнью
Геймплей тоже преобразился. Каково же было мое удивление, когда я понял, что, несмотря на платформу, Resistance 3 оказался чистокровным ПК-шутером старой школы. Забудьте про регенерацию здоровья – привыкайте к старым как мир аптечкам, выбросьте из головы стереотип, что с собой можно таскать только 2 вида оружия – игра предлагает нам носить все подобранные пушки с собой. И последний пункт разработчики сделали не просто так. Дело в том, что в Resistance 3 геймплейные ситуации сделаны таким образом, чтобы постоянно заставлять вас менять оружие. Вместо того, чтобы наштамповать кучу клонов М4 и АК47, Insomniac проделали просто колоссальную работу над функционалом арсенала. Тут нет ни одной (нет, я серьезно! Ни одной!) похожей пушки. Настолько разного оружия я не видел со времен Half-Life 2. Только тут его еще больше. Ни одного невостребованного образца в Resistance 3 нет. Вы думаете, что не будете пользоваться начальным револьвером в середине игры? Извольте передумать. Дело не только в разных режимах ведения огня, дальности стрельбы, силе выстрела, дело еще в альтернативном применении. Например, тот же револьвер слаб, но достаточно всадить в каждого врага хотя бы один патрон, а потом нажать на кнопку, и выстрелянные пули взрываются, разнося на куски раненых жертв. И это только единичный пример. Чем мощнее пушка, тем более оригинальный у нее альтернативный огонь, вроде энергетического щита или управляемых пуль. Для шутера подобный арсенал – это праздник. Портит впечатление разве что слабое чувство попадания и отдачи. Да, Insomniac попытались исправить этот недостаток, но до уровня Killzone или Battlefield BC 2 им еще работать и работать. Зато авторы реализовали шкалу опыта для каждой пушки. После определенного количества убитых врагов, оружие получает апгрейд, причем не абы какой, а очень полезный. Например, дробовик начинает стрелять зажигательными патронами. Соответственно повышается реиграбельность. Приятно, знаете ли, пройти игру еще раз с прокачанными стволами.
Против диких химер проще всего бороться дробовиком или разрядником
Мультиплеер вполне обыденный с поправками на сеттинг и особенностей оружия. Но это только приятное дополнение на пару вечеров, всю игру тащит именно сингл. Да и технически онлайновый режим достаточно сырой. Случаются лаги и подтормаживания, а графику пришлось заметно упростить.
Но и в одиночной части она не первой свежести. Да, ее разнообразили летающим по ветру мусором, красивыми эффектами частиц, да и освещение расставлено правильно. Главное, не присматриваться, а то наружу вылезут слабенькие текстуры окружения. Все остальное сделано на современном уровне без излишеств. Тем не менее, дизайн самих локаций и цветовая гамма подобраны идеально, хотя в сумме выглядит игра не очень выразительно.
Куда больше впечатляет саундрек и общее звуковое сопровождение. Русская озвучка сделана традиционно качественно, но не идеально как в Uncharted или Heavy Rain. Тем не менее, если сравнивать ее с работами 1С или Нового диска, то тут Sony в выигрыше.
Итог:
Перед нами неоднозначная игра. Можно ругать ее за чувство оружия, бестолковое мясо на последних уровнях и концовку, которая не тянет на грандиозное завершение трилогии (пафоса в Resistance 3 нет вообще). Но это не отменяет густой атмосферы, захватывающего приключения, забытой олдскульности и запредельно разнообразного арсенала. Совершенно нестыдно поставить ей честные 8,5, но за огромный качественный скачок, за действительно ручную работу я, пожалуй, поставлю более высокую оценку. Получилось так, что до выхода Uncharted 3, Resistance 3 является лучшим среди линейки эксклюзивов для PS3 в этом году.