От L.A. Noire каждый ждал что-то свое. Кто-то своебразного духовного наследника Мафии, кто-то GTA-клон с расследованиями. Но, как оказалось в результате, ошибались почти все. Перед нами самая противоречивая и необычная игра этого года.
Поймите меня правильно, в этой игре действительно есть расследования и экшен. Но первая составляющая доминирует настолько, что разработчики добавили возможность полностью отключить вторую в опциях. Да, перед нами самый настоящий детективный квест.
Действие L.A. Noire происходит в Лос Анжелесе 1947 года. Играем мы за Коула Фелпса, героя Второй мировой. В роли офицера полиции расследуем рутинные преступления. Но парень проявляет очень хорошие навыки детектива, так что позже начальство все же дает ему эту должность. Вот здесь начинается самое интересное. Теперь с новой должностью у Коула появляются новые запутанные дела. В основном все завязано на убийствах. После очередного повышения убийства начинают носить серийный характер, и на протяжении нескольких расследований мы ловим маньяка. Во второй половине игры разворачивается еще более захватывающее действо. Сценаристы раскрывают второе дно вроде бы знакомых нам уже персонажей, а дело приобретает серьезный оборот. Именно эта часть L.A. Noire очень хорошо запомнилась. Ближе к концу я был просто в невероятнейшем напряжении, ждал сюжетной развязки, и она оказалась действительно шокирующей. Да она далеко не радужна, но все точки расставлены на i, все мотивы раскрыты. Без преувеличения очень интересная детективная история.
И у нее даже есть бэкграунд в виде постоянных флэшбэков, где мы узнаем, что же было между героями во время Второй мировой. Сначала Фелпс мне показался каким-то совершенно неинтересным «ботаником», который постоянно пытается добиться повышения. Но позже поступки Коула начинают, как минимум, удивлять. Да, он не так прост, как казалось в первой половине игры. Но все же персонажи вокруг него проработаны гораздо глубже и интереснее. Это относится не к мелким преступникам, а к напарникам (они особенно интересны), влиятельным людям города. Почти у каждого несколько скелетов в шкафу, и когда, в конце концов, L.A. Noire раскрыл все карты, то я, честно говоря, ужаснулся. Да им далеко до героев того же MGS или Heavy Rain. Но проработка находится именно на таком уровне, чтобы сюжет представлял собой хороший детектив. Больше об истории я рассказывать не буду, дабы не наделать спойлеров. Давайте перейдем непосредственно к описанию квестового геймплея.
В начале игры Коул Фелпс всего лишь офицер полиции. Но очень перспективный
Итак, каждое расследование состоит из нескольких этапов. Обычно мы сначала едем на место преступления, собираем улики, ищем связи с причастными людьми, допрашиваем их и делаем выводы. На словах все звучит достаточно просто, но это не так. Чтобы одолеть L.A. Noire, нужно иметь очень хорошо развитое логическое мышление. Я буквально учил самого себя обращать внимание на детали. В основном это касается поиска улик. У нас есть замкнутое пространство. Часто это место преступления. Перед игроком стоит задача обыскать это место. Помимо стандартного обшаривания трупа жертвы в поисках всяких записок или просто установления причины смерти, нам приходится изучать улики, как найденные полицией, так и совершенно неочевидные. Упрощение поиска присутствует – если вы проходите мимо вещи, которую можно рассматривать как потенциальную улику, геймпад начинает вибрировать. Такое решение вполне объяснимо – пиксель хантинг в 3D играх был бы чем-то из разряда китайской пытки тысячью порезами. Итак, допустим, геймпад завибрировал, вы нажимаете кнопку действия. Игра переходит в режим выбора предмета (если их несколько в одном месте) или сразу же в режим обзора, если улика одна. Ее можно покрутить в руках, что может натолкнуть Коула на зацепку (например, кровь на ноже). Иногда можно совершить действие с этой вещью, например, открыть запечатанный конверт и другое в этом духе. Все это становится несколько смешным, так как детективы в те времена брали улики голыми руками. Напоследок скажу, что во время обыска есть еще один индикатор – звуковой. Пока играет музыка расследования, еще не все улики найдены и изучены.
Самая незаменимая вещь в игре — это блокнот. В нем содержится и пополняется информация о лицах, которые могут быть причастны к преступлениям, или свидетели. Так что если вы подзабыли, кто есть кто, то можно быстро и эффективно освежить память. Также Коул в обязательном порядке записывает в блокнот все найденные улики или факты, которые удалось выяснить по ходу расследования. И этот пункт особенно важен. Практически 50% времени вам предстоит допрашивать подозреваемых и свидетелей. Это одновременно самый сложный и самый интересный процесс. Фелпс составляет в блокноте список вопросов, а вы задаете их допрашиваемому. А вот ответы на них нужно тщательно анализировать. Обычно ложь и недоговорки можно просечь по выражению лица. Люди, лгущие и скрывающие что-то обычно отводят глаза, нервничают. Но обвинить во лжи подозреваемого мало. Нужно предъявить прямые опровержения, которые у вас находятся в блокноте в разделе улик. Если же вы ошибетесь, то допрашиваемый может послать куда подальше (а иногда это означает окончание всего диалога). Если же прямых доказательств лжи нет, то можно выбрать пункт «усомниться». В этом случае Фелпс может разжалобить или, наоборот, надавить на подозреваемого. Иногда последний ломается и выкладывает всю информацию. Так что в допросах важно уметь не только определять ложь или правду, но и грамотно применять логику, рационально предъявлять доказательства. Удачно заданные вопросы помечаются в блокноте галочкой, если же вы ошиблись с выбором улики или не так среагировали на ответ, то крестиком. Чисто теоретически можно ошибаться во всех вопросах, но зачастую это просто закроет вам путь к новым фактам, что крайне критично, если на роль преступников подходит несколько кандидатов. Да, есть несколько расследований, когда вам приходится выбирать между двумя подозреваемыми на основе собранных улик. А мерзавцы еще начинают сваливать вину друг на друга. В такой ситуации нужно откинуть все оправдания допрашиваемых и методом логики и дедукции выбрать наиболее подходящего. В случае ошибки игра не закончится, но Фелпс получит жесткий выговор от начальства и последующие напоминания о неудаче.
Третий пункт в блокноте, это список мест, куда можно добраться. Например, место преступления, дом семьи убитого, предполагаемое место подозреваемого. Зачастую порядок посещения этих мест важен для расследования.
Обратите еще внимание на такую вещь как телефоны. Если на миникарте загорается иконка телефона, то можно позвонить в отделение полиции и узнать какой-то адрес или, например, навести справки по определенному человеку.
Для игроков, не желающих думать самостоятельно, разработчики заготовили систему подсказок – очки интуиции. С их помощью можно пометить на короткое время все улики в округе (они будут показаны на миникарте), убрать один из трех вариантов ответов при допросе. Поинты даются за новые уровни. В L.A. Noire есть небольшая система прокачки. Опыт дается за правильно заданные вопросы, выполнение побочных заданий. В награду за новый уровень выписываются либо очки интуиции, либо новые костюмы. Из менее явных читов – можно спросить мнение у напарника, который практически всегда следует за вами. Но ничего конкретного вы от него не дождетесь.
О квестовой составляющей L.A. Noire можно говорить очень много (а еще лучше опробовать ее лично), но пришло время разобрать вторую составляющую игры, которая, в отличие от первой, получилась далеко не самой лучшей. Речь пойдет об экшене.
Конечно, представить себе детектив без погонь и перестрелок невозможно. И все это есть в L.A. Noire. Нам доступен Лос Анжелес 1947 года. Город достаточно большой и красивый. Игровая механика представляет собой несколько куцый клон GTA. Есть основные задания, помеченные флажками, есть побочные. Побочные правда появляются не всегда, а если вы едете по городу на полицейской машине. По рации объявляют о совершении преступления, вы можете, как принять вызов, так и отклонить. Все побочные задания, по сути, не очень разнообразны, но каждое второе просто интересно разыграно. Например, злобный мужик с ружьем, выгнавший жену из дома и стреляющий по прохожим, или ограбление банка. Так что пропускать я их не рекомендую. Интересно представлен GPS. Это… ваш напарник. То есть его в любой момент спросить, куда свернуть. Достаточно оригинальное решение и крайне аутентичное.
Большую часть экшен-геймплея составляют погони, как пешие, так и на автомобилях. Они не слишком-то разнообразны. Если человек без оружия, то надо просто догнать его и повалить на землю. Если с оружием, то пристрелить прежде, чем он возьмет кого-то в заложники. Если это случится, то придется очень тщательно целиться (зачастую получается неудачно). Стрельба реализована достаточно дубово, что очень странно, учитывая, на каком движке делалась эта игра. Не то что бы было совсем противно, но перестрелки по уровню исполнения находятся на уровне Мафии 2. То есть не очень.
С погонями на авто не все так однозначно. Ситуации разнообразнее, чем в случае со стрельбой. Но, к сожалению, есть и ложка дегтя – физика автомобилей. При всем старании воссоздать модели лицензированных автомобилей (в игре даже гараж есть, где их можно рассмотреть со всех сторон), придать их поведению реалистичности у разработчиков не получилось. Может, это и можно было простить, не будь в Мафии 2 действительно крутой автомобильной физики, где вождение доставляло огромное удовольствие. В L.A. Noire же даже езда в дождь не сильно отличается от езды по сухому асфальту. Обидно.
Примечание автора:
Непонятно, почему в названии игры есть слово «нуар». На всю игру нуарных миссий всего две. Но в них атмосфера как раз очень подходящая: дождь, ночь, блеклые цвета.
За графику отвечает уже знакомый всем движок от GTA. Так что графических откровений можно не ждать. Но все же удивило то, что на PS3 L.A. Noire идет в честном 720р с четкими текстурами и выглядит привлекательнее порта на Xbox 360 в плане SSAO (глубина затемнения) и более выразительных теней. Поэтому рекомендую играть в L.A. Noire на японской консоли. Отдельно же хочется отметить (приготовьтесь к этому волнующему моменту) самую лучшую лицевую анимацию в истории видеоигр. Надо самому увидеть, как L.A. Noire передает даже совершенно малозаметные движения лицевых мышц. Конечно, актерам пришлось переигрывать с мимикой, чтобы игрок смог определить ложь во время допросов. Но когда ты смотришь на это чудо, критика становится бессильной. Единственный минус этой технологии – невозможность записывать движения тела актера совместно с мимикой. Но в L.A. Noire анимация подогнана более менее хорошо, хотя иногда глаз режет.
Что же касается звука, то тут все традиционно для Rockstar. Отличный саундтрек, старательная озвучка.
Итак, давайте подведем итог. L.A. Noire – ни в коем случае не идеальная игра, если рассматривать ее объективно. Экшен-составляющая хромает, физика автомобилей проста до безобразия. Но стоит помнить, что это в первую очередь не экшен, а квест. Дорогущий, атмосферный, красивый и увлекательный. Когда вы начнете вникать в суть расследования, когда будете взвешивать доказательства и допрашивать подозреваемых, вам будет совершенно наплевать на недостатки этой игры. Она очень затягивает, интерес не спадает на протяжении всего достаточно долгого прохождения. Именно поэтому, в конце обзора стоит такая высокая оценка. Она очень субъективна, но это потому, что L.A. Noire станет для вас личным детективным приключением с невероятнейшим эффектом погружения. И именно это я больше всего ценю в этой игре.
Итог:
Одна из самых неоднозначных игр 2011 года. Еще один пример искусства от мира видеоигр. Если вы любите детективные истории, квесты или просто захотите примерить на себе шкуру высококлассного детектива — вам сюда, не пожалеете.