На протяжении нескольких лет любители футбольных симуляторов наблюдают за битвой двух титанов — серии Pro Evolution Soccer компании Konami и FIFA производства Electronic Arts. Среди достоинств PES — достоверная физическая модель полета мяча и продвинутые тактические возможности, на стороне FIFA — эксклюзивные лицензии, прекрасное графическое и звуковое оформление, зрелищность и простота механики. В этом соревновании PES пока играет роль догоняющего, что подтверждает уровень продаж игры. С выходом PES 2012 все могло измениться, но разработчики Konami, к сожалению, оставили прежние ошибки неисправленными. Например, даже несмотря на специальную шкалу все еще сложно определить, куда и с какой скоростью полетит мяч после нажатия кнопки паса. Вместо того, чтобы попасть к ближайшему игроку, он может отправиться через половину поля к бровке. Анимация тоже не облегчает матчи: игроки двигаются реалистично, но постоянные задержки при передачах тормозят контратаки.
Уже сейчас виртуальных футболистов непросто отличить от настоящих — страшно представить, что будет лет через пять
Главная особенность новой части — система руководства игроками, которые не ведут мяч. Управляются они правым аналоговым стиком, а использование клавиатуры, как и раньше, не приветствуется. Можно скомандовать товарищам перебежать в открытую зону или осуществить забег на грани офсайда. С новой системой преобразилась подача стандартов: появилась возможность выбрать любого игрока в штрафной и самостоятельно бороться с защитниками соперника. Идея прекрасная, но подкачала реализация. Управлять «группой поддержки» очень неудобно: требуется не только направить в сторону товарища по команде аналоговый стик, но и нажать его. Учитывая, что надо одновременно управлять игроком с мячом, окруженным защитниками, а стик не всегда получается утопить с первого раза, частенько маневр заканчивается отбором мяча.
С розыгрышем стандартов и вовсе печальная история: мяч постоянно летит не туда, куда нужно. Разогнаться для удара сложно из-за задержки подачи после нажатия кнопки, а в штрафной постоянно толпятся высокие футболисты. В качестве еще одного нововведения разработчики преподносят улучшенный искусственный интеллект — им сотрудники Konami действительно могут гордиться. Члены команды постоянно открываются, по делу используют финты и подкаты, грамотно отсекают соперников при игре головой. Порой они даже создают искусственный офсайд. Справиться с компьютерным противником подчас бывает трудно и на среднем уровне сложности (особенно если команды неравные), что уж говорить о максимальном.
Основу Pro Evolution Soccer менять, разумеется, не стали. Это все тот же суровый футбольный симулятор, который не прощает неточных передач и неподготовленных ударов. При отборе, мяч никогда не «приклеивается» к игроку, стоит лишь подойти к сопернику, как, например, бывает в FIFA. К мячу нужно бежать, за него нужно бороться, выбирать правильную позицию, толкаться корпусом. Если в симуляторе конкурентов вратарь неудачно отбивает мяч, то ближайший игрок выбирается автоматически — стоит нажать одну кнопку, как он мигом полетит к мячу. В PES вы должны успеть среагировать, переключить игрока и самостоятельно подбежать. Так сложнее, но намного интереснее.
Смотреть повторы в PES — одно удовольствие: камера выбирает наилучшие ракурсы — подчас даже кажется, будто смотришь матч по телевизору
В плане тактики игры, у PES нет равных среди симуляторов футбола. Настройке поддаются мельчайшие детали, начиная от расположения игроков на поле, и заканчивая определением командной стратегии по временным промежуткам. Например, в первой половине матча— агрессивная атака с прессингом на чужой половине поля, а после парочки забитых голов — уход в глухую оборону, еще можно изредка огрызаться на соперников молниеносными атаками с длинными пасами. Тактических возможностей в PES столько, что иногда кажется, будто вы играете в Football Manager.
Дриблинг — вообще отдельная тема. Выделывать футбольные фокусы настолько увлекательно, что при очередной попытке обвести защитника на своей половине поля при помощи «марсельской рулетки» Зидана, можно вовсе позабыть об атаке. Финтов предостаточно, и их можно связывать в цепочки, которые активируются движением аналогового стика.
Несмотря на то, что PES не потеряла ни капли увлекательности, сохранив и приумножив достоинства, старые болячки серии никуда не исчезли. Интерфейс все такой же неудобный — приходится совершать много ненужных действий для навигации. Саундтрек заметно похорошел за последние несколько лет, но все равно уступает любой FIFA, а реплики комментаторов вгоняют в тоску после пары матчей. Но главная беда, как и раньше, заключается в лицензиях, а точнее в их отсутствии. Пользователя устали от того, что в серии нет любимых игроки, названия топовых клубов исковерканы (расшифруйте, если вы не знатоки, кто такие Мерисайд Блю и Ред). В сухом остатке — отличный симулятор. Проблема в том, что FIFA практически ничем не уступает PES в плане игрового процесса, а вот приятных мелочей в сериале компании Electronic Arts намного больше.