Отдельная линейка игр под вывеской «Диверсанты» появилась в рамках серии «В тылу врага» еще в 2006 году. Вместо ожесточенных штурмов и городских боев с применением всех родов войск упор в ней делался на скрытные операции и диверсии. За два года несколько разных студий выпустили три части «Диверсантов», причем все они были сделаны на движке оригинальной игры «В тылу врага», хотя к тому времени уже вышел ее полноценный сиквел. И вот через три года появляются новые «Диверсанты», по отношению к которым приходится часто употреблять слово «впервые». Во-первых, они впервые сделаны на движке «В тылу врага 2», во-вторых, впервые сменили антураж Второй мировой и на этот раз посвящены войне во Вьетнаме.
Кардинальная смена места и времени действия провоцирует еще одно «впервые»: «Диверсанты: Вьетнам» впервые дают возможность поклонникам серии пострелять из знаменитых винтовок М14 и М21, увидеть в деле советский танк Т-54, китайский плавающий бронетранспортер YW-531, американские боевые вертолеты UH-1B и UH-1C «Ирокез», самолет F-4 Phantom II и прочее. Вокруг при этом шумят густые джунгли, в земле скрыты ловушки с кольями, а из наушников периодически разливается музыка в духе рок-группы Doors — все как полагается.
Все юниты получили четкую специализацию, поэтому гранатометчик стреляет из винтовки с оптическим прицелом не так эффективно, как снайпер
Суть игры не изменилась: новые «Диверсанты», как и раньше, предлагают действовать небольшими боевыми группами против превосходящих сил противника. В игре две кампании. «Вьетнамская» рассказывает о том, как два советских военных специалиста, консультировавших и тренировавших вьетконговцев, попали в засаду, и теперь вместе с двумя подопечными пытаются прорваться на свою территорию. Четверо смельчаков пытаются выжить и решают локальные задачи: найти машину, раздобыть рацию, украсть патрульный катер и так далее. «Американская» кампания больше похожа на привычные диверсионные операции: спецназ в составе пулеметчика, снайпера, гранатометчика, подрывника (иногда им помогают сочувствующие вьетнамцы) устраивает засады на «тропе Хо Ши Мина», проводит ночной рейд в Камбоджу, освобождает американских военнопленных из лагеря под Ханоем.
В каждой кампании всего по пять миссий, но это не значит, что игра короткая. На одну миссию вы можете потратить и полдня. Дело в том, что задания постоянно дополняются и меняются: грузовик, на котором вы планировали смыться с вражеской территории, окажется сломан, вам придется искать и с боем отбивать катер, но тот будет без горючего — когда же вы раздобудете, наконец, канистру с бензином, со всех сторон полезут враги. А простое вроде бы задание «проверить деревню и разведать местность» может обернуться штурмом укрепленных бункеров, после чего вас попросят устроить засаду на мосту, а потом освободить другую деревню, а потом еще и уничтожить схроны с оружием. Будьте уверены, на этом проблемы не кончатся. Задания разрешено проходить разными способами. Например, доты можно штурмовать в лоб, можно обходить с фланга, забрасывать гранатами или минировать. Благо в отряде есть разные специалисты, которые позволяют проходить игру разными способами.
Скрытым перемещениям и тихим убийствам уделяется не так много внимания, как хотелось бы: зачастую проще всех перестрелять
Повышенная сложность и продолжительность игры во многом объясняются еще и неудобным управлением. За три года многие отвыкли от особенностей серии, где простые задачи — выделить отряд, раздать указания бойцам, переключиться на другой юнит — оборачиваются массой лишних движений. Из-за этого очень сложно планировать и проводить хитрые тактические маневры, когда, например, подопечные разделяются на несколько групп, одни прикрывают других, отвлекают врага и тому подобное. Помочь могла бы функция тактической паузы, но она тут по-прежнему неполноценная: можно лишь отдать одно указание одному бойцу. Поклонники уже не первый год просят исправить ситуацию, но их вопросы на официальном форуме остаются без ответа. К счастью, в игре есть режим кооперативного прохождения, а нескольким пользователям одолеть одну строптивую игру куда проще.
Масла в огонь подливают особенности местного искусственного интеллекта, который любит принимать самостоятельные решения. Скажем, получив команду подбить вертолет из РПГ или бросить гранату, ваш боец может решить, что для ее выполнения нужно подобраться поближе к цели. Недотепа встанет во весь рост и попытается, не мудрствуя лукаво, пробежать мимо врагов — с ожидаемым результатом. Если вы захотите скрытно убрать противника и для этого вручите подопечному пистолет с глушителем, он вполне может после пары выстрелов сменить его на автомат. На звук сбежится дюжина неприятелей. Складывается впечатление, что авторы «Диверсантов» стимулируют игроков использовать возможность прямого управления бойцами. Только в этом режиме можно спокойно палить из РПГ, сидя в кустах, и использовать пистолет с глушителем без риска переполошить всех в округе.
Несмотря на смену обстановки и новый арсенал, «Диверсанты: Вьетнам» — все та же «В тылу врага 2» со всеми ее плюсами и минусами. Разработчики придумали интересные миссии, ввели кооперативный режим, подретушировали движок и добавили новые графические эффекты. Увы, они оставили без изменений неудобное управление и забыли ввести функцию тактической паузы, без которой игрокам порой приходится несладко.