В игровой индустрии Mafia 2 считается одним из грандиозных долгостроев и таким же грандиозным надувательством. Принято считать, что её разработка началась сразу же после выхода первой части — Mafia: The City of Lost Heaven, т.е. с 2002 года. На деле проект замораживался, его разработка откладывалась, компанию покидали некоторые важные люди.
В каком-то смысле этой игре посчастливилось выйти только в 2010 году, а не раньше, избежав таким образом лобового столкновения с GTA 4, увидевшей свет в 2008. Несмотря на то что ярые защитники «Мафии» упорно доказывают, что эту игру нельзя сравнивать с GTA, но всё же приходится признать — любая игра, где герой с видом от третьего лица ходит по улицам и может угнать любую машину, уже подсознательно нарекается человеком не иначе как «клон GTA». Mafia 2 по внешнему виду таким клоном и является: открытый город, стрельба, гонки на машинах, задания, отмеченные на радаре кружком — всё как в проекте Rockstar.
Первую «Мафию» от вышедшей с ней в один год революционной GTA 3 отличал намного более серьёзный подход. Это была очень сильная драма, в которой не было место глупому ребячеству и пробежкам с автоматом наперевес по улицам. Игрок был скован в свободе действий, но зато был целиком и полностью вовлечён в сюжет о простом таксисте, который однажды совершено случайно, против своей воли, был вынужден ступить на очень опасный, преступный путь. Миссии сменяли друг друга — действие не останавливалось ни на секунду.
Даже человек, ни разу в глаза «Мафию» не видевший, наверняка знает от других, что это «ну типа как GTA только про мафию 30-х годов». Первая часть была шедевром и прорывом во всех главных аспектах. Она показала великолепную графику, приятный и невероятно сложный экшен, проработанную физику машин той эпохи, интересный сюжет — было за что ставить десяти-балльные отметки... И вот, в 2010 году выходит Mafia 2, и мнения прессы и игроков начинают сильно расходиться. Для начала разберёмся что это вообще за игра. Это такая же гангстерская история, вдохновлённая лучшими фильмами о легендарной мафии. На этот раз, история, происходящая в сороковые с Вито Скалеттой, молодым итальянцем, живущим со своей семьёй в вымышленном разработчиками городе Эмпайр-Бэй. Вместе с товарищем Джо Вито начинал с мелких краж и грабежей, на чём однажды и попался, но вместо полосатой одежды примерил армейский наряд — в то время шла война, и американцам нужны были говорящие по-итальянски солдаты. Вернувшись из армии с помощью Джо, он снова возвращается к прежней жизни и потихоньку связывается со всё более влиятельными людьми преступного мира Эмпайр-Бэй. Такова завязка сюжета Mafia 2. Всю игру мы проводим в компании Джо, выполняем одно поручение за другим, зарабатываем деньги, угоняем машины, стреляем... в этом вся суть игры в течении 15 глав. Пройти игру можно за 2-3 вечера, особо не напрягаясь.
Итак, пройдя игру, могу высказать мысли о ней. На мой взгляд, Mafia 2 удалась почти во всём. Это фактически первая часть, сделанная по современным игровым стандартам. Избавленная от излишней сложности, максимально доступная простому игроку, который хочет красивое, не напрягающее развлечение на пару вечеров. Например, в отличие от первой части, здесь нет аптечек, здоровье восстанавливается автоматически. Кроме того, к экшену добавилась модная сейчас система укрытий. Да и сама физика стрельбы упростилась, и залп из собственного дробовика больше не отправляет нашего героя на пол. Хорошо это или плохо — однозначно сказать сложно. Те, кому перестрелки в первой части (когда на всю миссию одна-единственная аптечка) давались тяжело — безусловно оценят. Мало того, теперь между миссиями появились чекпойнты, и истории, когда последние полчаса игры приходится переигрывать сначала из-за глупой ошибки, больше не произойдёт. На мой взгляд, это большой плюс, т.к. излишняя сложность отворачивала от первой «Мафии» многих игроков в своё время (особенно на консоли PS2).
Игровой процесс очень простой, и каких-то сложных миссий попросту нет, есть очень длинные. По сути их всего 15, по одной в каждой главе. Дополнительные задания в игре вообще отсутствуют как таковые. Поэтому, как и в случае с первой частью, игроку абсолютно не на что отвлечься, и он может целиком посвятить себя сюжету.
Графика в игре очень хорошая. Город прекрасно выглядит, особенно летом. Персонажи и машины тоже смоделированы на хорошем уровне. Игра очень опрятно выглядит благодаря чётким текстурам и массе различных эффектов. Про звук я ничего не могу сказать, т.к. играл в русскую версию, и оригинальной озвучки не слышал. Машины звучат очень неплохо, а вот звуки выстрелов могли бы быть и получше. Управление тоже нареканий не вызывает. Герой хорошо чувствуется, быстро двигается, ловко припадает к укрытиям. Ну и теперь можно немного сказать о недостатках. Как ни крути, но всё же приходится сравнивать эту игру с GTA 4. Rockstar делали свой проект не спеша, продумывая каждую мелочь. В противовес им 2K Szech, у которых вроде времени было более чем достаточно выпустили игру, производящую впечатление недоделанного продукта, который разрабатывали в спешке, срывая все сроки. Чувствуется, что очень многое из финального кода игры было вырезано в последний момент. Например, телефоны на улицах в игре вообще не используются (за всю игру герой пользуется ими один раз и то в кат-сцене, по сюжету), несмотря на то что есть кнопка «Взаимодействовать» (и даже возможность вышвырнуть из телефонной будки стоящего там человека). По телефону, находящемуся в доме, звонить тоже нельзя. Дополнительных заданий просто нет. Есть точки на карте, где вас якобы ждут с работой два персонажа, но когда бы вы ни приехали, ответ от каждого из них один — «сегодня для тебя ничего нет». Честно говоря, это похоже на издевательство. В GTA 4 были побочные миссии (конечно, разнообразия уровня San-Andreas не было, но всё же). С их отсутствием в Mafia 2 связан и ещё один неприятный момент: вы совершенно не запоминаете город. Просто потому что у вас нет стимула кататься по нему в отрыве от сюжетной линии. В результате, за всю игру вы запомните только пару районов, куда вам пришлось ехать по сюжету. И это очень печально, потому что город, созданный разработчиками, очень и очень красив, и они могли бы подогреть игрока к его исследованию побочными квестами. Любой человек, который в 2003 долгое время подрабатывал таксистом, полицейским, врачом «Скорой помощи», пожарником или участвовал в гонках например в GTA: Vice City, и сейчас с закрытыми глазами вспомнит все улочки города, найдёт клуб «Малибу», «Пойнт-молл» и оружейный магазин. В Mafia 2 ничего такого нет. Город красивый, но почти безжизненный. Горожане в основном просто слоняются по улицам, хотя в первой половине игры встречаются заскриптованные сценки взаимодействия между ними. Для сравнения, в Saint's Row 2 жители города не только ходят, читают газеты и едят хот-доги, но и дерутся друг с другом, поют на улицах в оркестрах, играют в «камень-ножницы-бумага» или бросают фишки на асфальт. Кроме того, в одном из кварталов масса рабочих, которые всё время что-то строят, стучат молотками (хотя, справедливости ради, надо сказать, что и во второй «Мафии» есть район, где работяги вкалывают с утра до ночи). Как ни крути, а моментов какого-то интересного взаимодействия между NPC не хватает, из-за этого город всё же теряет в обаянии. Кстати, с отсутствием побочных квестов связан и ещё один забавный конфуз. На легенде городской карты можно увидеть жёлтый значок «Дополнительное задание». Тем не менее, за всю игру он у меня не зажёгся ни разу. Не очень понятны причины, по которым разработчики решили убрать побочные квесты из финальной версии игры. Всё что вы можете делать — это угонять машины и либо продавать их (просто подъехать к кораблю в доках), либо привозить на металлолом и ставить под пресс. Больше НИЧЕГО. Пока Rockstar придумывают новые идеи, учат героя своей игры пользоваться мобильным телефоном, ходить на свидания с девушками, ездить с друзьями в бар, играть в бильярд и боулинг, разработчики второй «Мафии» вообще не предлагают игроку никаких инноваций. Первая часть действительно была откровением для своего времени. От GTA 3 её выгодно отличала масса деталей: необходимость заправлять машину, возможность сдаться полицейским и заплатить штраф, необходимость соблюдать правила дорожного движения и много чего ещё. В 2010 году всем этим уже никого не удивишь. За всю игру у меня лишь один раз замигала лампочка, сигнализирующая о нехватке бензина, при том что машины я менял не так уж и часто.
Ещё один недостаток Mafia 2 — чрезмерное количество езды. Возможно, это дань реализму, но уже после первых глав это начинает сильно раздражать. Почти на каждой миссии вам два-три раза надо будет исколесить чуть ли не весь город. И будто чувствуя, что рано или поздно это разозлит игрока, разработчики во второй половине игры уже почти не заставляют главного героя ехать после миссии домой, чтобы завершить главу, а заканчивают её в ролике. И на том спасибо. К слову, на такси ездить нельзя, но судя по их количеству в городе и по телефонным будкам, возможно изначально в игру была встроена возможность их вызывать. И честное слово, лучше бы вместо этой возможности вырезали бы одну миссию. Физика машин в игре очень приятная (плюс, можно специальной настройкой увеличить её сложность), но это не значит, что нужно заставлять игрока 95 процентов игрового времени колесить по городу. В GTA 4 вы просто спокойно вызывали пресловутое такси, отдавали немного денег и ехали куда нужно. Более того, даже необязательно было смотреть на сам процесс езды. Вы просто и быстро попадали в нужное вам место.
Можно ещё много говорить о недостатках или подчёркивать достоинства, но в итоге совершенно непонятно как оценивать эту игру. Во всех клонах GTA, несмотря на довольно скверную реализацию, были оригинальные идеи (отсутствующие в самой GTA). В True Crime можно было поиграть за полицейского; в Just Cause была воздушная акробатика; вMercenaries 2: World in Flames и Red Faction: Guerilla — возможность разрушить любое здание; Saint's Row 2 по уровню разнообразия и изобретательности побочных квестов была практически на уровне шедеврального GTA: San-Andreas (а по градусу безумия и вовсе превосходила его), кроме того в ней были профессионально поставленные режиссёром ролики, от которых захватывало дух. В обеих частях The Godfather была прокачка и микроменеджмент, а также проработанная система «мафиозной семьи». Вторую часть и вовсе чуть не превратили в стратегию.
Mafia 2 не предлагает вообще ничего нового. Возможность самому сделать себе липовый номер машины из любых букв и цифр (хотя с именем любимой девушки на машине конечно весело поездить) как-то не тянет на инновацию или новое слово в жанре. Всё что остаётся в памяти от Mafia 2 — это только её история, персонажи. Мне сюжет игры показался интересным. Возможно, мне проще объективно рассуждать о нём, т.к. с первой частью я знаком, но не проходил её до конца и никогда не был её фанатом. Всю игру мы наблюдаемся за двумя мелкими гангстерами, которым упорно не везёт во всём. Сделки проваливаются, друзья предают. Парни просто хотят заработать много денег и жить в своё удовольствие. Но увы... они гораздо больше теряют чем получают. Ещё очень многим не понравился главный герой — Вито. Игроки ждали от него каких-то самостоятельных решений, неожиданных поступков (помня шедевральную историю Тома Анджело из первой части игры), но Вито всю игру только подчинялся кому-то и никогда ничего не делал сам. Да, это так. Единственное его самостоятельное решение — предупредить старого друга, вытащившего его из тюрьмы о том что на него поступил «заказ». В глубине души Вито не в восторге от того чем ему приходится заниматься. Вот почему он постоянно колеблется и соглашается со всем что ему предлагают, не задавая лишних вопросов. Не очень понятно, что он вообще делает в этой игре. Но тем не менее, горбатиться и таскать ящики в порту как отец, он не захотел. Его сложно назвать однозначно хорошим или плохим персонажем, больше всего ему подходит выражение «ни рыба, ни мясо». Из-за этой неопределённости он и оставил такое негативное впечатление в глазах многих игроков. При том что номинально он неплохой парень, который любит свою семью. Тем не менее, сложно его себе представить каким-то важным человеком в мафиозной семье с таким характером. Джо — более живой и яркий персонаж. Местный остряк, за которым интересно наблюдать. Из-за своего нрава он гораздо больше тянет на преступника чем Вито.
Но хуже всего, что не только Вито не имеет права голоса, но и сам игрок. Mafia 2 предельно линейна. Нам не дадут выбрать, в какую из мафиозных семей, заправляющих городом, вступить; ни в одной миссии не дадут возможность самому поставить запятую в фразе «казнить нельзя помиловать». Игра приказывает вам поехать в порт и убить персонажа — значит, вы поедете в порт и убьёте персонажа. Первая часть была именно такой, и там это не было недостатком благодаря эффекту новизны, но во второй хотелось бы хоть немного больше свободы. Масса потенциально интересных идей в Mafia 2 отработаны на тройку с минусом. Например, игровой процесс в тюрьме (по сюжету Вито один раз попадает туда) можно было сделать более интересным. Например заставить главного героя бежать оттуда или поднять бунт среди заключённых (вспомнить хотя бы Splinter Cell: Double Agent). В игре же нам приходится лишь поучаствовать в нескольких драках и один раз почистить писсуары тряпкой... богато...
В итоге, впечатления от игры остаются очень смазанные. Есть интересная история, отлично сделанные миссии, приятный юмор, яркие моменты... и есть раздражающие недостатки, жёсткая линейность и короткая продолжительность игры. И конечно, недоделанные моменты, вроде тех же телефонов, такси и денег (их нет смысла зарабатывать и почти не на что тратить — всё нужное вам и так выдаётся на миссию).
Лучший способ получить удовольствие от Mafia 2 — это играть в неё именно как в «Мафию», а не как в GTA. То есть, быстро пробежать сюжетную кампанию, не останавливаясь, не оглядываясь, не задавая игре лишних вопросов и не пытаясь искать в ней какие-то дополнительные развлечения.
Mafia 2, безусловно, хит в своём жанре и соответственно заслуживает восьми баллов, но не больше. Не потому что она плохая, а потому что не предлагает игроку ничего нового и по сути ничем не врезается в память. Однако за некоторые замечательные моменты всё же хочется поставить ей немного больше.