Названия Quake и Doom знакомы едва ли не каждому, кто слышал о видеоиграх. Эти популярные сериалы компании id Software обрели множество поклонников по всему миру. Теперь же студия приглашает игроков в совершенно новую вселенную постапокалиптической Rage. В ней игроку отводится роль безымянного героя, принявшего участие в проекте «Ковчег». Цель этой программы состояла в восстановлении жизни на Земле после ее столкновения с гигантским астероидом. Проснувшись от криогенного сна, герой обнаруживает вокруг себя бескрайнюю пустошь, руины городов и обрушившиеся дорожные эстакады. Повсюду снуют мутанты и бандитские группировки, а остатки цивилизации сбились в небольшие поселения и пытаются выжить в условиях сурового дефицита воды, еды и добропорядочных людей, которые не получают садистского удовольствия от стрельбы по окружающим. Контролирует новое общество могущественное правительство, которое захватило высокотехнологичное оружие.
Сюжет, скажем прямо, скучен и абсолютно линеен — ожидать закрученной интриги от сценария Rage не стоит. Любое событие, как правило, сводится к кровавым побоищам под каким-нибудь предлогом вроде добычи архиважного предмета. А жаль, ведь антураж игры прекрасно проработан — у вселенной Rage, несмотря на ее схожесть с Fallout и Borderlands, есть немалый потенциал, который можно было бы использовать для создания гораздо более впечатляющих приключений. То же касается и персонажей, которые встретятся вам на пути: храбрый вожак повстанцев, хозяйственный мэр города, местный криминальный авторитет — все эти образы давно знакомы.
Переходя от сюжета к игровому процессу, заметим, что Rage представляет собой что-то вроде матрешки. «Снаружи» вас встречают просторные локации, перемещаться по которым удобнее всего на машине. Заниматься там, по большому счету, можно только перестрелками с бандитами да редкими побочными заданиями. Но все же транспортным средствам отведена немалая роль: если необходимо добраться до пункта назначения хорошо бронированный и вооруженный автомобиль гораздо удобнее и быстрее своих двоих. Управление, благо, достаточно удобное. Это сильно облегчает жизнь не только в борьбе с врагами, но и во время гонок, которые систематически проводятся в городах пустошей. Соревнования — второй повод иметь под рукой мощного четырехколесного друга. Разработчики создали несколько видов состязаний — от простых одиночных заездов на время до настоящих перестрелок с применением огнестрельного оружия, выиграть в которых можно сертификаты на улучшение железного коня: движок, колеса, корпус, оружие — все поддается модификации. Если проводить кучу времени на автомобильных ристалищах не хочется, никто вас заставлять не будет, на сюжет участие в заездах влияет очень мало. В конце концов, автомобиль — не объект культа, а эффективное средство передвижения, пусть и самую малость ржавое. Но все же пропускать гонки — значит потерять немалую часть удовольствия от игры: автомобильные сражения в Rage получились по-настоящему динамичными и веселыми, словом, драйвовыми.
Стрельба во время гонок — нормальная практика: суровому миру суровый спорт
Углубившись в сюжетную линию Rage, вы попадете на следующий ее «слой» и обнаружите различные поселения, пещеры и строения, где начинаются вариации на тему Doom и Quake. В городах игрок получает обязательные или побочные задания, за которые полагается награда. Потом нужно запрыгнуть в машину и отправиться на дело. Квесты выполняются в отдельных локациях коридорного типа — все происходит в наилучших традициях классических шутеров. Арсенал в Rage также можно назвать классикой жанра, зато он весьма эффектно дополнен возможностью создавать боеприпасы с различными свойствами. И если для пистолета и автомата это не играет особой роли, то для более оригинального оружия вроде арбалета разработка собственных снарядов, например, электрических или дающих временный контроль над жертвой, позволяет разнообразить прохождение.
Отдельного упоминания заслуживают противники. Герою придется сражаться и с безумными мутантами, которые толпой набрасываются на каждого встречного, и с хорошо организованными отрядами солдат, активно использующих укрытия во время перестрелок. Интересно, что каждый клан бандитов в пустошах использует свои методы ведения войны. В то время как одни будут стараться подорвать героя радиоуправляемыми минами, другие будут стоять насмерть, облачившись в прочную броню. Приходится придумывать тактику для новых противников. Все это придает колорита местным врагам и не позволяет заскучать — пострелять в Rage можно от души, прямо как хороших шутерах 90-х годов.
Бои с солдатами правительства одни из самых напряженных
Выглядит Rage очень достойно, но особенную благодарность нужно выразить ответственным за локации художникам. Игра великолепно передает атмосферу времени, в которое попал главный герой. Вид опустевшего разрушающегося мегаполиса действительно пугает, небо над пустошью пышет жаром, а старые грязные заводы вызывают желание бежать оттуда прочь и не оглядываться. В Rage действительно есть, на что посмотреть. А вот структура уровней со стрельбой восторга не вызывает. Да, их дизайн тоже красив, но эти декорации абсолютно линейны. Свободно погулять по великолепным локациям игра не дает — более того, разработчики еще и схитрили с побочными заданиями. Суть их, как правило, сводится к прохождению уже знакомых мест, но в обратном порядке.
Экономическая составляющая Rage основана на немудреном собирательстве и последующей продаже найденных вещей. Основной источник расходов приходится на скупку патронов, припасов и оружейных модификаций у местных торговцев. Из обнаруженных компонентов разрешается создавать различные предметы, упрощающие нелегкую жизнь в пустошах. Отмычки, аптечки с различными свойствами, турели и даже радиоуправляемые машинки с бомбами — из мусора, раскиданного по уровням, можно наделать много занятных вещиц. Конечно, без них легко обойтись, но сам факт наличия этих приятных мелочей заставляет взглянуть на Rage по-новому. Кто бы мог подумать, что специализирующиеся на «стрелялках» разработчики id Software не просто снабдят новый проект ролевыми элементами, но и сохранят баланс между ними и экшен-составляющей. С одной стороны, игрока не утомляют бесконечными перестрелками, давая возможность поиграть в мини-игры и заняться творчеством предметов, а с другой — не вынуждают бесконечно собирать вещи на продажу, чтобы приобрести новое оружие.
Новые визуальные технологии id Software экономят ресурсы системы, но не всегда работает корректно — в PC-версии Rage мегатестура декораций частенько расплывается
Сетевой режим Rage состоит из двух частей. В первой игрокам предлагаются, конечно же, гонки. В сражениях на трассах пустошей зарабатывается опыт для улучшения машин. Существует три варианта заездов: обычная схватка, гонки со сбором кусков метеорита, и заезды, в которых требуется пройти подряд несколько контрольных точек. Второй вид сетевой игры позволяет объединиться с другом и в вместе пройти места, уже знакомые по сюжету. И если гонки могут оказаться неплохим развлечением и продлить знакомство с игрой, то вместо кооперативной стрельбы по монстрам можно было бы придумать что-нибудь более интересное. В этом отношении от id Software мы ожидали большего.
Rage — отличный постапокалиптический боевик, в котором собраны лучшие элементы шутеров с видом от первого лица, украшенные неплохой гоночной составляющей. Основной минус игры заключается в сюжете — одиночная кампания коротковата, а сценарий беден на запоминающиеся события. Но, несмотря на это, Rage проходится взахлеб благодаря отменному дизайну уровней, атмосфере и высокой динамике боев с интересными врагами.