В последние годы жанр stealth-action медленно, но верно близится к полному вымиранию. Главные столпы жанра постепенно упрощаются и превращаются в обычные шутеры. Tom Clancy's Splinter Cell к пятой части превратился в рядовой экшен с укрытиями, Hitman: Absolution ещё не вышел, и пока неизвестно что это будет за игра. Поэтому в последнюю пятилетку жанр поддерживали новые проекты. Неожиданно хорошо показала себя отечественная «Смерть шпионам». Неплохо выступил The Saboteur, но всё же по жанру это был скорее «GTA в сеттинге Второй Мировой», в котором встречались стелс-миссии. Но всё же лучшее, что было в жанре, давно отыграно: Hitman: Codename 47 (2000), No One Lives Forever (2001), самый первый Tom Clancy's Splinter Cell (2003), с небольшими оговорками — The Great Escape (2003).
Помощь пришла от конторы Replay Studios, выпустившей в середине 2000-х авто-аркаду Crashday. Их творение — Velvet Assassin — жёсткая, не прощающая ошибок, по-настоящему сложная шпионская игра, напоминающая о лучших представителях жанра. Необычная графика, тяжёлая атмосфера, повышенная сложность, максимальное следование классическим канонам шпионских игр и минимум новых идей.
Фиолетовый контур означает, что героиня надёжно спряталась в тени
После прохождения могу высказать свои мысли об этой неоднозначной игре. Итак, первое, что надо знать: Velvet Assassin — это практически реальная история. Главная героиня — Виолетта Саммер — списана с настоящей британской разведчицы времён Второй Мировой войны, Виолетты Жабо, судьба которой была печальной и трагичной. То есть, фактически сюжет основан на реальных событиях. Второе, что отличает Velvet Assassin — это манера подачи сюжета. Практически всю игру Виолетта находится в коме на больничной кровати, и шпионские операции представлены флэшбеками, проносящимися в её памяти. Больше про сюжет ничего не скажу, дабы не испортить впечатление тем кого игра заинтересует.
Игровой процесс в игре очень напоминает Splinter Cell. Виолетта прячется в тени, незаметно подкрадывается к охранникам, убивает их и прячет трупы (здесь они, как и положено — не исчезают, и каждый необходимо убирать в тёмный угол, где его не найдут). Номинально в игре есть оружие, но оно является последним доводом, когда уже необходимо спасти себе жизнь любой ценой. Главное, что есть у Виолетты — это нож. С его помощью героиня нейтрализует врагов самыми разными способами. Авторы не поленились нарисовать десяток различных анимаций убийств. Виолетта, не моргнув глазом, вонзает нож противнику в сердце, в горло, в ухо, перерезает сонную артерию или сухожилия на ногах. Она не щадит своих врагов, как и они бы не пощадили её. Ещё у Виолетты есть с собой пистолет с глушителем, но пользоваться им получится только по особым случаям. Всех кто в первом Splinter Cell жаловался на недостаток боеприпасов к пистолету, в Velvet Assassin ждёт культурный шок. Патронов семь, а врагов на карте — двадцать семь. Крутитесь как хотите. В открытом бою выжить практически нереально. Первые враги в игре вооружены слабенькими пистолетами, но вот после них Виолетте уже противостоят немцы, вооружённые автоматами и дробовиками. Пистолет Виолетты хорош только тем, что снабжён глушителем, и вы сможете незаметно избавляться от некоторых охранников. Также, по ходу игры героиня сможет пострелять из самого разнообразного оружия, но только в тех эпизодах, когда нужно пробиваться через толпы врагов к выходу.
По механике Velvet Assassin довольно схематичный. Стелс здесь завязан на использовании теней. Любой крупный объект здесь (ящик, грузовик, дерево) в зависимости от освещения отбрасывает тень в определённую сторону. В ней и предстоит прятаться чтобы немцы не засекли вас. Отсиживаетесь в тени или за укрытиями, наблюдаете за маршрутами движения охранников и в нужный момент нападаете или просто незаметно проходите дальше. Вообще пытаться проходить эту игру, никого не убивая, бессмысленно. У многих охранников есть ключи от нужных вам дверей. Некоторые носят с собой аптечки и патроны. В некоторых случая врагов можно убивать, используя окружение. Например, частенько встречаются лужи воды, в которых лежит оголённый провод. В нужный момент вы просто дергаете за рубильник, подающий электричество, и вуаля. В одной миссии так можно убить трёх противников подряд. Ещё можно выстрелить в разлитый на земле бензин, если в него наступил охранник. Поджарите беднягу заживо.
А ещё, в игре есть необычная находка. Морфий. Его можно использовать чтобы избавляться от врагов в особо сложных ситуациях, либо просто пробегать сложные участки незамеченным. Эта способность — нечто среднее между невидимостью в Crysis и своего рода уходом в «сумрак» из «Ночного дозора». Вы нажимаете на нужную кнопку, и укол морфия делают Виолетте врачи. На игровом процессе это отражается в виде замедления времени, помутнения картинки и неподвижности врагов. Длится эффект буквально считанные секунды, так что — не зевайте. Да и шприцы с морфием встречаются на уровнях нечасто, поэтому их бережёшь ещё больше чем патроны.
Собственно, только вышеназванными способами и можно умерщвлять врагов, и это первый недостаток игры. Однообразие убийств. Не хватает необычных решений, нестандартных приёмов. Для сравнения, Семён Строгов из «Смерти шпионам» ловко закладывал в землю мины по маршрутам движения охраны, ставил ловушки на двери, умел пользоваться гранатами а также метать нож. Сэм Фишер из Splinter Cell обрушивался на врагов с потолка, утягивал их через оконный проём и сбрасывал вниз. Арсенал приёмов Виолетты очень ограничен. Врагов на карте много, особым умом они не блещут, зато больно и метко стреляют. Прохождение каждой миссии растягивается примерно на час.
Главное — не бросить игру из-за монотонного игрового процесса, и тогда вы увидите в ней много достоинств. Например, необычную картинку. Графический движок игры не блещет, но зато работа с цветом просто потрясающая. Осень в игре по-настоящему печальная. А вот в момент убийства картинка окрашивается в кровавые тона.
Атмосферы нагоняет и музыка. Тяжёлая, отдающаяся в висках, от которой становится не по себе. Звук тоже на достойном уровне. Немцы переговариваются, вздыхают о том что сейчас неплохо бы выпить, напевают себе под нос песенки. Нельзя сказать, что они ведут себя как живые, но в их диалогах и действиях порой видишь обычных людей, а не просто ботов, которых игра подкидывает для вашего развлечения. Кстати, звуки стрельбы из оружия тоже не подкачали — оно грохочет как и положено.
В целом, игра выполнена на достаточно высоком уровне, но, увы, в ней приличное количество недостатков, отделяющую эту игру от звания хита в жанре.
Если первый и главный недостаток — однообразие игрового процесса (подкрался — убил — спрятал труп; повторить сорок семь раз) можно стерпеть ради атмосферы и сюжета, то вот всё остальное уже раздражает сильнее.
Уровни абсолютно не интерактивны. Виолетта не умеет гасить свет и разбивать лампочки и фонари. Лишь в некоторых комнатах встречаются коробки с предохранителями, которые можно разбить. Но это служит больше для привлечения внимания противников. С тем же успехом можно и просто посвистеть.
Так же, игра то и дело сверкает неприятными багами. Неожиданное возрождение убитого вами противника на том же самом месте, пока вы оттаскиваете его труп (за игру у меня такое случилось 2-3 раза точно). Периодическое исчезание текстур. Неожиданно прорезывающееся зрение у противников, когда они видят вас даже в укрытии или в тени. Порой плохо работающие скрипты. Это то с чем вам придётся мириться чтобы пройти игру. Кроме того, однажды у меня был случай, когда немец неподвижно стоял и смотрел в мою сторону, и обойти его было просто невозможно, т.к. ни слева ни справа не было укрытий и тени. Я долго гадал как пройти этот момент тихо, и в итоге наудачу бросился на неприятеля с ножом (оружия в той миссии не было). Разумеется, ни к чему хорошему это не привело. Я переиграл чекпойнт и с удивлением обнаружил что теперь тот же самый враг стоит к Виолетте боком, и его без помех можно обойти слева.
Также, многим может не понравиться чересчур завышенная сложность игры. Velvet Assassin действительно не даёт права на ошибку. Все противники на уровнях расставлены так, чтобы стимулировать игрока продумывать свои действия и идеально чётко воспроизводить их. Порой всё решается за долю секунды, и малейшее промедление приводит к тому, что противник, к которому вы долго и старательно крались чтобы тихо нейтрализовать, неожиданно поворачивается к вам лицом. А убивать врагов фронтальными или боковыми атаками Виолетта не умеет (если не считать возможности вручную достать нож и затыкать им врага до смерти) — только со спины. Невероятно сложный уровень в больнице, когда игра не даёт вам оружия и невинно предлагает пройтись через узкие, кишащие врагами локации, с одним ножом, без морфия и без маскировочной одежды, ещё долго будет являться вам в кошмарах.
Ну и совершенно неожиданный недостаток игры — это серьёзные проблемы с дизайном уровней. Порой создаётся впечатление что игру делали вчерашние студенты, у которых совершенно нет опыта. В игре, которая вроде как ориентирована на скрытное прохождение и боевые действия предполагает только в крайних случаях, зачем-то повсюду разбросаны аптечки... Прокачка в игре тоже реализована очень странно. Очки действия вам дают не за скрытные убийства, а за собирание коллекционных предметов на уровнях. Кроме того, местами противники расположены очень неудачно, и приходится проходить целые фрагменты уровней, выдавая себя и, трясясь как мышь, прятаться от немцев и пропускать пули.
Ну и под занавес — в игре нельзя сохраняться. Есть только чекпойнты. В самом начале игра обычно фиксирует ваше прохождение грамотно, в нужные моменты времени. Но затем чекпойнты уже случаются всё реже. В упомянутой больнице вы не раз вспомните недобрых словом разработчиков, когда после двух пройденных большим трудом локаций вы из-за невовремя сработавшего скрипта попадаетесь на глаза немцам, погибаете за долю секунды, а потом начинаете сначала. Вообще, на мой взгляд, stealth-action — это жанр, где важны просто-таки ювелирные действия игрока, и возможность самому сохраняться в нём должна быть по умолчанию. Пусть, игра будет сложной, пусть враги будут убивать с одного попадания, но — дайте игроку возможность сохраняться. Потому что когда ты долго и вдумчиво проходишь сложный фрагмент уровня, напряжённо гадая как же обойти противников, а потом по глупости погибаешь, то последнее что хочется делать — это переигрывать последние 10-15 минут игры заново. Разработчики Velvet Assassin с этими негласными истинами незнакомы.
Пришло время подвести итог. Если задавать вопрос, стоит ли играть в эту игру или нет, то однозначно на него ответить я не смогу. Фанатам жанра определённо стоит ознакомиться (особенно учитывая острейший дефицит подобных проектов) хотя бы с первыми уровнями. Это невероятно сложная игра, которая заставляет принять её правила и следовать им. На сложность здесь работает и невозможность сохраняться, и меткие противники, и дефицит патронов. Это игра, где вы физически вынуждены осторожничать и продумывать каждый свой шаг. Иначе в этой игре не выжить — жестоко убьют. Но на самом деле повышенная сложность делает ей чести. Последние серии Splinter Cell и Hitman были слишком мягки к игроку и многое ему прощали, позволяя в случае неудачи зевнуть и быстро перестрелять всех. Velvet Assassin показывает какими были игры жанра «стелс» раньше. Во времена Thief и первого Hitman. Если же вы не являетесь фанатом жанра, то пробовать, скорее всего, не стоит.