Этот год должен был принести много приятных эмоций любителям перевоплощаться в крестоносцев и резать сотнями виртуальных еретиков. Однако The First Templar оказалась довольно средненьким слэшером, а проект Hellion: The Mystery of Inquisition так и вовсе закрыли. Вся надежда оставалась на The Cursed Crusade французской студии Kylotonn Entertainment, и поначалу эта игра вселяла оптимизм.
Сюжет ее разворачивается во времена Четвертого крестового похода, который служит лишь фоном для истории мести. Молодой рыцарь-тамплиер Денц де Бейль видит гибель семьи, ищет отца, который так и не вернулся из Третьего похода в Святую землю и постоянно сталкивается с вероломством крестоносцев. Дело усугубляется тем, что Денцу по наследству от батюшки перешло проклятье: периодически он оказывается в потустороннем мире, очень похожем на ад. Там рыцаря преследуют демоны во главе с самой Смертью. Действию проклятья подверглись многие лидеры Тамплиеров, а вместе с ними и испанский воришка, Эстебан Новьембре. После того, как де Бейль спасает ему жизнь, испанец становится верным спутником крестоносца — этаким острым на язык Санчо Пансой при смертоносном Доне Кихоте.
Всю игру парочка сражается с превосходящими силами противников. То, как они это делают, поначалу вызывает уважение. Героям доступно множество видов оружия практически в любых сочетаниях. Щит и меч, щит и булава, меч и топор, топор и булава, два меча, двуручное копье, секира и т. д. и т. п. — для всего этого прописаны техники с комбо-атаками и особыми приемами. Как и в Warhammer 40000: Space Marine, с каждым видом оружия можно проводить уникальные добивающие удары. Булавой, например, герой вбивает голову противника в плечи, а длинным клинком подрезает ему ноги. Выглядят поединки брутально: Денц и Эстебан лихо отсекают врагам головы, пронзают копьями глотки и грудные клетки, а иногда даже опускают их лицами в горячие угли светильников.
Комбо-ударов очень много, но ничего сложного в их исполнении нет: все наглядно показано в специальном меню
Однако The Cursed Crusade не превращается в безумное «мочилово»: герои могут блокировать удары, вовремя контратаковать и оглушать врагов метким ударом ноги, щита или навершия меча. Более того, оружие и щиты постепенно приходят в негодность и ломаются — чтобы не драться сломанным клинком (бывает и такое), приходится все время подбирать трофейное оружие. Разучивать новые комбинации ударов нужно за очки, которые выдаются по итогам миссий. Кроме того, можно прокачивать характеристики героев, делая их сильнее, живучее, увеличивая эффективность их атак и брони.
Помимо достаточно реалистичной механики ближнего боя, в The Cursed Crusade присутствует магия. Понятно, что разработчики хотели разнообразить игру, добавить интересных ситуаций и ненавязчивых загадок — скажем, в потустороннем мире видны бреши в закрывающих проход стенах. Смерть, которая в буквальном смысле преследует героев, — безусловная находка сценаристов. Благодаря ей удалось оживить привычную систему воскрешения персонажей. Когда один герой повержен, ему на помощь должен быстро прийти другой. В The Cursed Crusade вы и сами, пока ждете подмогу, можете отсрочить приход Костлявой, которая с двумя клинками наготове приближается к герою. Запущенные в Смерть фаерболы заставят ее держаться подальше.
Все бы ничего, но введение магии изрядно нарушило игровой баланс. В каких-то ситуациях убегать в мир демонов и жарить врагов огнем проще, чем махать мечом, что недопустимо для слэшера. В иных случаях, наоборот, магия становится источником бед. Когда, например, в вас тоже швыряют файерболы, игра почему-то вынуждает героя застыть на месте, а игрока — нажимать изображенные на экране клавиши, чтобы избежать попаданий. В таких условиях сложно добраться до раненого товарища, который взывает о помощи. Прибавьте сюда проблемы с камерой и управлением в PC-версии (некоторые функции либо работают отвратительно, либо не работают вовсе) и поймете, почему игра превращается в мучение. Невольно обращаешь внимание на то, что врагов как-то слишком много, а темп сражений при этом далек от реальности, поэтому через несколько часов поединки наскучивают. Лучше бы разработчики реализовали параметр выносливости, которая бы расходовалась на удары, и сделали упор на изматывающие дуэли с парой действительно опасных врагов.
В демонический мир герои переходят по своему усмотрению, там они атакуют мощнее, но постепенно теряют силы
Интригующая история постепенно скатывается в банальный триллер о мистических христианских артефактах. Развязки как таковой нет: по-видимому, сценаристы хотели оставить задел на продолжение, но в итоге не завершили толком сюжетную линию. Остается искать счастья в кооперативном режиме, но и там не все гладко. Возможностей для взаимодействия двух героев в The Cursed Crusade до обидного мало. Помимо оказания скорой медицинской помощи соратнику, персонажи вместе двигают тяжелые баллисты и телеги, заграждающие путь, помогают друг другу забраться повыше да придерживают массивные решетки, пока под ними лезет напарник. Действительно интересным представляется разве что умение схватить врага и удерживать, пока другой герой отсекает ему конечности. А самое главное, оба персонажа в плане игровой механики слишком похожи друг на друга, хотя воровская специализация Эстебана открывает большой простор для творческих экспериментов.
The Cursed Crusade имела все шансы стать прекрасным слэшером в лучших традициях Severance: Blade of Darkness. Увы, почти на каждый плюс в ней находится свой минус. Впечатление от неплохой боевой системы и брутальных комбо-атак портит нарушающая баланс игры магия и неудобное управление. Реализм выдержан далеко не во всех аспектах сражений, да и сюжет, мягко говоря, провисает. Хотя благодаря кооперативному режиму проходить игру местами интересно, серьезно The Cursed Crusade вас вряд ли захватит.