В предверии выхода Saints Row: The Third я решил вспомнить вторую часть, да и вообще — саму серию. Её разработчики, студия Volition, в игровой индустрии отличились своей серией марсианских экшенов Red Faction, в которых была создана иллюзия полной разрушаемости. Этого было достаточно чтобы приковать к их проекту внимание многих игроков. С третьей частью (Red Faction: Guerilla) разрушаемость из иллюзии наконец-то стала реальностью. Но как оказалось, Volition умеет не только эффектно обрушивать дома и мосты перед вашими глазами. В 2006 году они пришли на Xbox 360 с игрой Saints Row, очень качественным клоном GTA с приятной графикой, разнообразием и бандитской историей, напоминающей о GTA: San Andreas. Не все ПК-игроки знали об этой игре, т.к. из консольных краёв она к нам так и не добралась. Зато, в начале 2009 года персоналки посетила вторая часть, и это действительно стало приятным сюрпризом.
Нет, у меня нет мелочи...
Так получилось, что вначале я ознакомился с рецензией в «Игромании», и лишь через несколько месяцев после этого — с самой игрой. Она вышла значительно позже чем ожидалось. Нельзя сказать, что на ПК её очень сильно ждали, ведь несколькими месяцами ранее с консолей к нам переехала четвёртая часть GTA, утянувшая на себя практически всю играющую аудиторию и никого не оставившая равнодушным. Тем не менее, пройдя игру, я не пожалел ни об одном вечере, проведённом за ней. Saints Row 2 — это пример очень качественного клона GTA, который не просто подражает исполинскому проекту Rockstar, но делает это ярко, остроумно, изобретательно и привносит массу нового в жанр.
Начинается Saints Row 2 с генерации персонажа. В довольно мощном редакторе вы создаёте своего героя, выбираете пол, цвет кожи, цвет волос, причёску. Это только начало. По разнообразию настроек вполне сравнимо с редактором в The Sims. Дальше — больше. Можно выбрать телосложение вашего альтер-эго. Передвигая десятки ползунков, вы можете создать уникального, неповторимого, вашего собственного героя. Плюс к этому — задать для него выражение лица, жесты, походку. Честно говоря, такое разнообразие вполне уместно смотрелось бы в RPG, а не в безумном экшене. Но за старание разработчикам уже — плюс.
В Saints Row 2 сюжетная линия продолжает первую часть. Главный герой — тот же (в первой части он почти погиб, но стараниями врачей был возвращён к жизни, хоть и сильно обезображен взрывом). Всё так же, в городе Stillwater идет ожесточённая война между группировками. Каждая из них имеет свой отличительный цвет, боевой стиль и транспорт. В каждой из них есть босс, которого вам предстоит победить. В общем, игра передаёт привет GTA San Andreas. Здраво рассудив, что бесполезно тягаться с GTA за номером 4, разработчики решили сделать свою игру похожей на предыдущий проект Rockstar. Плюс, добавили массу нового. Как человеку, в глаза не видевшему первую часть Saints Row (если не считать короткого ролика), мне было гораздо проще удивляться и поражаться массе интересных находок во второй части.
Saints Row 2 делает ставку на разнообразие. Помимо основной сюжетной линии здесь есть бесчисленное количество побочных квестов и развлечений на любой вкус. Война за территории, гонки на машинах, мотоциклах, поиск уникальных предметов. Есть и миссии за таксиста, пожарника и врача «Скорой помощи» (классика побочных заданий в GTA). Но будто желая поддразнить Rockstar, разработчики обыгрывают казалось бы рутинные поручения по-новому. Например, играя за врача «Скорой помощи», нужно не просто приезжать к пострадавшим, но и приводить их в чувство дефибриллятором. За пожарника вам нужно будет ехать на вызов и самостоятельно тушить огонь с помощью огнетушителя. А в такси к вам будут садиться пассажиры с самыми разными требованиями. Одному хочется ехать медленно и спокойно, другой сильно торопится, третий и вовсе думает угрозой отобрать у вас автомобиль, и вам предстоит напугать наглеца, мчась по встречной полосе (!) с огромной скоростью. Создателям игры «Московский водила» на заметку.
И это далеко не самое интересное, что есть в Saints Row 2. Перечислять всё бесполезно, да и тем кто игру ещё не пробовал, гораздо приятнее будет открывать всё самим (впрочем, когда на носу выход третьей части, делать это уже бессмысленно). Поражаться огромному количеству значков на карте города, от которых в определённый момент начинает рябить в глазах. Дома, закусочные, клубы, музыкальные магазины, оружейные... В огромное количество зданий можно зайти. А собственную квартиру можно даже обустроить по вкусу.
Как и в GTA 4, здесь вы можете свободно целиться и стрелять из машины
Однако, от свободы и разнообразия рано или поздно приходит время перейти к более важным для GTA-клона аспектам: стрельбе и езде. С экшеном здесь всё в порядке. Главный герой не умеет пользоваться укрытиями, но ему это и не нужно. В этой игре совершенно иной темп нежели в GTA 4. Здесь вы стреляете с двух рук, задорно разносите автомобили и врагов из ракетницы, бросаете гранаты, лепите взрывчатку. Врагов много, поэтому думать и заниматься позиционными манёврами просто некогда. Безумный, безбашенный экшен задаёт этой игре перцу. Оружия очень много, патроны почти никогда не кончаются, главный герой носит с собой целый арсенал. Мало того, в отличие от GTA 4 здесь есть автоматическая регенерация здоровья, а также возможность восстановить его ещё быстрее, съев что-нибудь прямо на ходу (так что, закусочные в этой игре посещаются часто). Ещё, главный герой умеет неплохо драться. Можно пользоваться собственным боевым стилем или перенять его у одной из группировок. Уникальные добивающие движения — прилагаются.
А вот когда дело касается автомобильной части, творение Volition проседает, да так сильно, что досада берёт за разработчиков. Физика транспорта просто невероятно, если не сказать — чудовищно, убога. Машины ездят как спичечные коробки на колёсах, разгоняются за доли секунды до огромных скоростей, их веса и мощности совершенно не ощущаешь. Они очень неестественно дёргаются при повороте руля. С остальным транспортом, вроде мотоциклов, та же беда. Ездить просто неинтересно. Поэтому, миссии, завязанные на долгих погонях, ничего кроме раздражения не вызывают. Зато, машину можно всячески апгрейдить. Тюнинг, покраска, даже установка лезвий на колёса, чтобы пробивать шины соперников во время погони.
Вообще, всё что связано с кастомизацией, в Saints Row 2, сделано с большим старанием. Для главного героя здесь предусмотрено множество самой разнообразной одежды, вплоть до самой абсурдной.
Город, созданный разработчиками, выглядит неплохо. В нём почти нет каких-то особых, запоминающихся достопримечательностей, зато горожане очень достоверно имитируют жизнь. Разработчики не поленились придумать для них массу занятий (частично я упоминал о них в рецензии на Mafia 2), дабы они не слонялись просто так по улицам без дела, поедая хот-доги.
Вообще, графика в игре очень приличная и неплохо смотрится даже сейчас, но до GTA 4, конечно, не дотягивает. С другой стороны, сама игра ярче, сочнее и безумнее последнего проекта Rockstar. Модельки главных героев и NPC сделаны неплохо, а уж со спецэффектами тут полный порядок.
Звук — так и вовсе на высшем уровне. Профессиональные актёры на озвучке, богатый и разнообразный саундтрек, где почти каждый найдёт себе музыку по душе.
Сильнейший козырь Saints Row 2 — потрясающие ролики. Дело не в их визуальном качестве (они сделаны на движке), а в постановке и анимации. Это действительно уровень очень крепкого, зрелищного боевика. Мы привыкли что в GTA и её клонах кат-сцены обычно проматываются, т.к. в них не происходит ничего кроме диалогов, а действия если и есть, то довольно скудно анимированы. В Saints Row 2 ситуация совершенно иная. В её роликах действительно происходит экшен. Драки, перестрелки, диалоги — всё это смотрится одинаково здорово. Постановкой явно занимался профессиональный режиссёр.
До выхода игры разработчики подогревали к ней интерес уморительными роликами с Гарри Бьюзи
На самом деле, достоинств у этой игры гораздо больше, чем можно описать в простой рецензии. Это крепкий хит жанра и, пожалуй, лучший клон GTA, какой только мог выйти. Отличная игра, которая доставит невероятное количество фана и веселья на несколько вечеров. Яркая, смешная, безумная, красивая. Поэтому, я немного объясню, почему поставил ей меньше чем она номинально заслуживает. Всё просто. Как в шутере нельзя делать скучную, неудобную стрельбу, ровно так же и в клоне GTA нельзя делать примитивную физику и неотзывчивое управление. По большому счёту, серии Saints Row нужно подтянуть только автомобильную часть, чтобы стать безоговорочным хитом. Сделай разработчики её хотя бы на уровне GTA 3, 2002 года выпуска — уже был бы совершенно иной результат. Но и с тем что заложено в игру уже сейчас, она, без сомнения, заслуживает пристального внимания и детального изучения. Пройдя её до конца, вы вряд ли пожалеете о потраченном времени.
Чтобы понять, что такое Saints Row, достаточно посмотреть её рекламные ролики, где кривляющийся Гарри Бьюзи рассказывает о том, что безумного можно в ней сотворить. Эта игра никогда не пыталась превзойти GTA, она точно так же кривлялась, паясничала, всячески смешила игрока. Ни единого намёка на серьёзность. Вторая часть сохранила и преумножила всё это. Подарив игроку огромный арсенал оружия, корректную физику взрывов и возможность схватить и швырнуть в людей любой предмет, разработчики выпускают его в открытый город и позволяют устроить в нём тотальный бепредел, переодевшись в кролика или гигантский гамбургер. Если в GTA для вас всегда важнее было веселье и фан — Saints Row 2 станет отличным приобретением.