Эпическое противостояние шутеров Battlefield 3 и Call of Duty: Modern Warfare 3, которое разгорелось этой осенью, выгодно не только маркетинговым отделам компаний Electronic Arts и Activision (которые, собственно, эту кашу и заварили), но и игрокам. Ведь давно известно: чем выше накал страстей между конкурентами, тем лучше и качество выпускаемой продукции. Однако в случае с Battlefield 3 желание издателя побить соперника по всем статьям оказалось чуть сильнее стремления отшлифовать игру до идеального блеска.
Серия Battlefield и раньше была прежде всего грандиозным мультиплеерным экшеном. Одиночные кампании появились только в ответвлении Battlefield: Bad Company. Но в этот раз студия DICE и EA, ввязавшись в противостояние с Activision, сами себя загнали в угол и были вынуждены прикрутить к третьей части сюжет. Тем самым они ступили на территорию врага, где у Call of Duty есть неоспоримое преимущество. Эта серия давно славится зрелищностью и позиционируется как эффектный боевик с голливудской режиссурой. У разработчиков из DICE нет опыта создания чего-то подобного, так что сюжет предсказуемо стал слабым звеном Battlefield 3. История о том, как в 2014 году в Иране американские морпехи героически сражаются с партизанами из Народно-Освободительного Сопротивления, особо не впечатляет. Да, здесь есть несколько запоминающихся сцен: можно с огоньком (в буквальном смысле) прокатиться по Тайм-Сквер, взлететь с авианосца на истребителе и даже отстреливаться от врагов во время землетрясения. Но цельной увлекательной картины из этих эпизодов не складывается.
Это редкая игра, где владельцы консолей могут позавидовать «писишникам»: сетевые сражения на компьютерах допускают участие 64-х человек, а на приставках лишь — 24-х
Во-первых, бросается в глаза вторичность истории. Перестрелки на крыше несущегося поезда, допрос главного героя, светловолосый злодей, угрожающий ядерными ударами по крупнейшим городам, обязательные русские со смешными именами (Дмитрий «Дима» Маяковский чего стоит!) — все это мы видели и в фильмах со Стивеном Сигалом, и в играх серии Modern Warfare, да и много где еще. Во-вторых, миссии в кампании поставлены топорно — иначе не скажешь. Враги бесконечно возрождаются, а союзники не спешат на помощь, пока вы не совершите нужного действия. Например, после зачистки одной территории вдруг наступает тишина, и все вокруг куда-то исчезают. Вы удивленно оглядываетесь, делаете несколько шагов, и только тогда поле брани оживает, из воздуха появляются союзники и бегут на штурм. Таких примеров много.
Разработчики были вынуждены сделать кооперативную кампанию. Набранные в этом режиме очки позволяют разблокировать оружие для мультиплеера. Все бы хорошо, но миссий для совместного прохождения очень мало, а вместе одолевать сюжетную кампанию нельзя. Что действительно радует и в сюжете, и в кооперативе, так это сложность. Во многом она достигается возрождением врагов, но дело не только в этом. В Battlefield 3 сделана ставка на реализм, поэтому в игре приходится учитывать отдачу от выстрелов, стрелять на опережение, прятаться за укрытиями и часто ползать на брюхе. Благодаря движку Frostbite 2.0 и продвинутой системе разрушений, долго отсиживаться, например, за мешками с песком не получится — прямое попадание из танка лишит вас защиты. А бесподобное качество звука (его записывали на реальных учениях) заставит нервно вжиматься в землю, когда над ухом просвистит вражеская пуля.
Не только звук и разрушения стали более реалистичными, но и анимация, например, убийство врага ножом представлено в виде драматичной сценки
Мультиплеер вызывает намного больше положительных эмоций, чем сюжет и кооператив вместе взятые. По сути, разработчики перевели знакомую игру и все ее режимы на новый движок. Ну, и, конечно, создали новые карты. Достоинства Frostbite 2.0 не производили бы такого впечатления без шикарного дизайна локаций. Это казалось почти невозможным, но характерные для серии масштабные сражения с участием всех видов техники стали еще грандиознее. На некоторых локациях вроде Каспийских гор передвигаться пешком противопоказано — слишком долго. Есть и необычные дизайнерские ходы: игроков, например, заставляют сражаться в огромном туннеле, где по центру прорывается техника, а по боковым коридорам — пехота.
Знакомые режимы TeamDeathmatch, Rush, Conquest дополняются в целом привычными классами персонажей. Инженер, штурмовик, разведчик и боец поддержки ориентированы на выполнение разных задач. Без перемен тоже не обошлось: лечить товарищей теперь может штурмовик, а специализация «медик» отсутствует. Снайпер-разведчик больше заточен под обнаружение и пометку целей для союзников. Впрочем, те, кто не силен в командной игре, по-прежнему будут использовать его как обычного кемпера.
Как и раньше, в бою вы зарабатываете очки опыта, которые увеличивают уровень персонажа, открывают новые звания и специализации. Чтобы получить примочки для предпочитаемого оружия, нужно чаще им пользоваться: все пушки прокачиваются отдельно. Хотя количество действий, за которые дают опыт, увеличилось, в целом и уровни, и новые апгрейды открываются медленнее, чем раньше. Да и вообще играть стало чуть сложнее: техники еще больше, она мощнее, при этом укрытия уже не такие надежные, а при желании артиллерийским огнем можно обрушить целое здание. Широко разрекламированная возможность ослепить врага фонариком и бликами прицела или попасть под огонь из пулемета не так сильно влияет на ход матча, но иногда тоже осложняет жизнь.
Навыков, оружия, техники, всевозможных примочек и апгрейдов для них стало значительно больше — появились, например, сошки и штативы
К сожалению, не все карты грамотно сбалансированы, а управление летной техникой не такое удобное. К тому же с новым движком игра стала более требовательной. Если вы не владелец мощной системы, то играть в Battlefield 3 будет уже не так комфортно, как, например, в Bad Company 2. Неожиданные падения частоты кадров, исчезающие модели оружия, разрывы соединения, нестабильно работающие серверы — все это может подпортить удовольствие. Система Battlelog тоже не всем пришлась по вкусу. С одной стороны, этот аналог социальной сети удобен тем, что позволяет в одном месте хранить подробную информацию о ваших успехах, искать друзей, просматривать новости, выбирать серверы и т. д. С другой — теперь, чтобы просто запустить игру, нужно проделать намного больше действий, да и сам Battlelog иногда глючит.
Battlefield 3 — красивый и эффектный шутер. Его мультиплеер, благодаря новому движку и паре удачных нововведений, получился в какой-то степени прорывным. В то же время игра не такая стабильная и удобная, как раньше: кажется, ее технологии опережают возможности аудитории. При этом попытки сыграть на одном поле с конкурентами и ввести полноценный сюжет и кооператив пока вызывают скорее снисходительные улыбки, нежели восторженные аплодисменты. Вывод прост: не надо сталкивать лбами Battlefield 3 и очередную серию Call of Duty. Обе игры, скорее всего, будут дополнять друг друга. В новом проекте DICE мы получили великолепный мультиплеер, а все остальное, наверное, уже скоро увидим в Modern Warfare 3.