Сериал The Elder Scrolls по-своему уникален — среди западных ролевых игр старой школы едва ли не он один продолжает жить и развиваться. Еще можно назвать разве что постапокалиптическую сагу Fallout, но и она в определенный момент чуть было не канула в Лету, причем спасла ее от этой участи именно Bethesda, компания-разработчик The Elder Scrolls. Удивительнее всего то, что сериал еще и чрезвычайно востребован. Выход нового эпизода — событие мирового масштаба. Практически ни одна другая современная игра не способна даже приблизиться к тому, что предлагает The Elder Scrolls. Игроку предоставляется огромный фэнтезийный мир, где он волен делать все, что заблагорассудится. Само собой, есть конечная цель, нужно непременно помешать какому-нибудь древнему Злу устроить всем очередную пакость, однако упор делается не на это, а на разного рода побочные занятия. Они в избытке имеются в любой западной RPG, а в The Elder Scrolls так и вовсе поставлены на первый план. Иногда их и побочными-то называть язык не поворачивается — это, скорее, альтернативные сюжетные линии. Они менее эпичны, но уж никак не менее увлекательны.
Действие пятой части разворачивается в северной провинции империи Тамриэль — Скайриме. Этот метерологически неблагополучный регион населен преимущественно нордами — суровыми белокурыми воителями, которые явно списаны с викингов. Ситуация в регионе плачевная: там бушует война между националистами и прибывшим для их усмирения имперским легионом. Борцы за свободу считают, что Империя ущемляет права нордов на их же земле, а власти Тамриэля постановили, что закон един для всех. Кто считает иначе — тот преступник. Игра начинается, когда героя вместе с вождем бунтовщиков ведут на казнь. В самый ответственный момент выясняется, что его имени нет в списке приговоренных, но имперских офицеров эта заминка не смущает. Чтобы избежать бюрократической волокиты, они решают все равно обезглавить чужака. Жизнь несчастному спасает внезапно напавший на поселение дракон. В суматохе герой освобождается и сбегает, после чего игрок оказывается предоставлен сам себе.
Хотя борьба с драконами преподносится чуть ли не как центральная фишка игры, на деле поединки с крылатыми бестиями оказываются на удивление незамысловаты и скоротечны
Выбравшись на просторы Скайрима, можно идти куда угодно, хоть на противоположный край виртуального мира. Мест для посещения масса: форты, замки, хижины, руины и пещеры. Изначально на карте отмечены только города, остальные локации отображаются по мере посещения. Игра позволяет свободно перемещаться между изведанными местами, что значительно экономит время. Незаменимым подспорьем в навигации служит компас. Он показывает, в каких направлениях находятся близлежащие дома и достойные внимания героя достопримечательности. Кроме того, на компасе отмечаются пункты назначения для активных квестов. Таким образом, несмотря на внушительные размеры игрового мира, заплутать в нем трудно.
Квесты — и большие, и маленькие — поджидают буквально на каждом шагу. В ближайшем же крупном селении, Вайтране, вас постараются завлечь в отряд оборотней-наемников. Их престарелый капитан озабочен поиском лекарства от ликантропии: боится, что после смерти такого кровожадного зверя как он не пустят в рай для воинов Совнгард. Можно податься в оплот сепаратистов, Виндхельм, и вступить в ряды бунтовщиков, благо с их предводителем герою довелось познакомиться на эшафоте. В столице Скайрима располагается штаб-квартира имперского легиона. Имперцы — люди жесткие, но прагматичные, и ради перспективного сотрудничества готовы забыть случившееся «недоразумение». О Рифтене на юго-востоке идет дурная слава — в его канализации располагается гильдия воров. Некогда она держала в кулаке весь Скайрим, но уже несколько десятилетий ее преследует череда неудач. По неизвестной причине от гильдии отвернулась ее покровительница, богиня теней. Если вас привлекает колдовская стезя, ваш путь лежит на север — в колледж, где чернокнижники обучают азам магии всех желающих. Не стоит забывать и про основной сюжет, связанный с возвращением драконов после многовекового сна. После выполнения нескольких поручений выяснится, что герой — реинкарнация легендарного драконоборца. Откровение разблокирует особый тип магии, питаемый душами поверженных драконов.
Жители Скайрима наделены кое-каким искусственным интеллектом. Они, в частности, реагируют на поведение и внешний вид героя
С течением лет у The Elder Scrolls менялась преимущественно графика, а вот в отношении геймплея сериал остается довольно консервативным. В Skyrim никаких радикальных изменений также не произошло. Игра устроена несколько проще и удобнее предыдущих, но в целом все осталось, как было. Люди, знакомые с четвертой частью, Oblivion, или даже с третьей, Morrowind, сразу разберутся, что здесь и как. Разработчики давно нащупали золотую середину, когда сериал, с одной стороны, не теряет связи с истоками, а с другой — не раздражает игрока вопиющими архаизмами. Созерцать окружающий мир нужно по-прежнему из глаз героя, а вид из-за спины реализован по-прежнему криво. Несмотря на ракурс камеры, с шутерами у этой игры мало общего. Рефлексы и точность несильно влияниют на ход боев. Мечом трудно промахнуться, если враг стоит рядом, и даже при стрельбе решающими оказываются параметры лука и стрел. Для выживания в боях главное — не забывать поглядывать на шкалу здоровья и при необходимости ставить игру на паузу, чтобы влить в героя коктейль из лечебных снадобий.
Чем The Elder Scrolls всегда отличалась от прочих ролевых игр, так это практическим подходом к развитию персонажа. Распределения очков по параметрам здесь нет, все качества улучшаются сами по мере их применения. Степень владения определенным видом оружия растет параллельно тому, как герой этим оружием кромсает врагов. Для освоения какой-либо школы магии требуется регулярно пускать в ход относящиеся к этой школе заклинания. Отпирать замки становится чуть проще с каждой сломанной отмычкой. В отличие от Oblivion, где уровень героя повышался только при прокачке основных навыков, в Skyrim в копилку идут все навыки без исключения. При повышении уровня можно улучшить здоровье, выносливость (расходуется при беге и ударах с размаха) или запас магии, а также выбрать один перк. Так, при доведении ораторского искусства до значения «30» открывается перк, позволяющий подкупать стражников. Система нехитрая: в большинстве ролевых игр все куда сложнее, если не сказать «замороченнее». Для The Elder Scrolls она, впрочем, оптимальна, поскольку главенствующее место в сериале всегда занимали не цифры, а виртуальный мир.
В подземельях можно повстречать фалмеров — мерзких существ, в которых деградировали вытесненные с поверхности снежные эльфы
Выделить какие-либо вопиющие недостатки у Skyrim сложно. Некоторые моменты, скажем так, работают и на пользу игре, и во вред. Например, камера. Вид от первого лица был оптимальным решением в начале девяностых, но теперь от него вполне можно отказаться в пользу вида от третьего лица. Тогда бои наверняка стали бы динамичнее. Однако без вида из глаз получится уже вовсе и не The Elder Scrolls. Многие фанаты не приняли бы такую перемену. В конечном счете, единственное, что имеет значение, — это насколько игра получилась интересной, а в этом отношении Skyrim находится на высоте. От нее чрезвычайно трудно оторваться: ее бурлящий жизнью мир затягивает с головой. Bethesda в очередной раз продемонстрировала высший пилотаж, создав игру одновременно масштабную и простую в освоении, консервативную и прорывную.