Компания Rockstar Games, которая вот уже много лет безбедно живёт и здравствует на выпуске новых частей сериала Grand Theft Auto, порой всё же решается на смелые эксперименты и придумывает новые тайтлы. С одной стороны, за что бы они ни взялись — всё равно получается GTA. С другой, тщательность и проработка игрового мира, сюжета, персонажей и всего остального, выводит их игры на недосягаемый для конкурентов уровень качества. Так, они выдали игрокам «GTA на Диком Западе» и «GTA про полицию сороковых годов 20-го века». Но до этого, во второй половине 2000-х они выпустили и ещё один любопытный проект под названием Bully. Игра являла собой натуральное GTA, перенесённое... в школу. Игроку предстояло примерить на себя роль хулигана Джимми Хопкинса, которого родители (вернее, мама и отчим, которого Джимми терпеть не может) привезли в частную академию Bullworth, дабы сынок набирался знаний. Несмотря на престиж, академия являла собой жуткое место где учились хулиганы самых разных мастей. Однако, игровой процесс в точности повторял давно обкатанную Rockstar схему: открытый мир, свобода действий, миссии, отмеченные на мини-карте. Игра безусловно не получила такой популярности как GTA, но тем не менее, определённую кассу собрала и затем, через пару лет даже вышла с улучшенной графикой на Xbox360 и Wii, с подзаголовком Scholarship Edition. Эта версия и переехала к нам, на персональные компьютеры.
Ботаники здесь представлены как отдельная игровая группировка. Со своим штабом и стилем одежды.
Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь...
Bully — удивительная игра. Она создаёт впечатление маленького и очень личного для Rockstar проекта, в который они вкладывались всей душой. В этой игре нет масштабов и бюджета GTA, но она удивительным образом увлекает ничуть не меньше.
Начинается Bully прямо у ворот той самой академии. Перед нами 15-летний Джимми Хопкинс, а перед Джимми Хопкинсом — трое отморозков явно с не самыми добрыми намерениями. Драться с ними или попробовать убежать — дело исключительно ваше. Поначалу новенькому приходится несладко. Почти все встречные люди относятся к нему в лучшем случае нейтрально. Но со временем появляются и первые друзья. Вообще, сценарий Bully написан по сюжетным лекалам любой из частей GTA. Здесь будут и новые знакомства, и предательство друзей, и неожиданные повороты. В принципе, ничего необычного, но почему-то в Bully история воспринимается совсем по-другому, и дело здесь в сеттинге. Школа в Bully просто под завязку набита яркими, интересными персонажами. Это и сами школьники, и учителя, и другой персонал. И все они как-то милее сердцу, чем очередные накуренные бандиты афроамериканцы из GTA. Их лица и имена запоминаются почти сразу же, более того — с ними связано множество интереснейших заданий. Сюжет Bully — это яркая, запоминающаяся история.
Кроме того, сам Джимми выписан очень неплохо. Это хулиган, у которого есть свои понятия о чести и дружбе. Внешне он напоминает типичного раздолбая Кольку Булочкина (ну или как звали главного хулигана в вашем классе), трясущего мелочь с младшеклассников за углом школы. Почти бритая голова, оттопыренные уши, веснушки. Пожалуй, Джимми — один из самых запоминающихся персонажей Rockstar.
С визуальной стороны Bully не поражает воображение, но выглядит весьма неплохо. Как уже отмечалось выше, компьютерная версия на абсолютно новом движке перенесена с Xbox360. А вот со стилем у картинки всё в порядке. Bully — невероятно гротескная игра. В отличие от GTA ранних версий, люди здесь действительно не похожи друг на друга. Они сильно различаются ростом, телосложением, да и вообще внешним видом. Если ботаник, то обязательно с прилизанными волосами, в очках и с расстёгнутой ширинкой. Кроме того, в школе полно уникальных личностей с собственными именем и историей — клонов тут почти не бывает.
Звук в игре, традиционно для Rockstar, силён. Но здесь им было проще. Масштаб игры не требовал десятки лицензированных треков и харизматичных ди-джеев. Здесь есть только очень атмосферная игровая музыка. Актёрам за озвучку можно смело ставить «пять» в дневник.
Э-э, ты чё такой дерзкий??
Школьные годы чудесные
Игровой процесс Bully внешне очень походит на GTA, но таит в себе массу интересного. Во-первых, в самом начале игры вы не можете уйти за пределы школы (ворота в город откроются позже). Во-вторых, смена дня и ночи в Bully действительно важны. Если не лечь спать до двух часов — Джимми от усталости зевнёт и сам растянется на земле (кстати, у спящего героя могут обчистить карманы). В третьих, школа живёт по своему распорядку, парни и девушки живут в общежитиях, расположенных неподалёку. Утром все идут на занятия, а во второй половине дня занимаются своими делами. К вечеру расходятся по комнатам и готовятся ко сну. Если вы решите не соблюдать этот распорядок, то есть риск попасться дежурным, которые силой оттащат вас на урок или к директору. И вот тут выясняется ещё одна интересная особенность Bully. Уязвимость главного героя. GTA приучила игроков к тому что их альтер-эго, не моргнув глазом, разносит полгорода, убивает тысячи полицейских, угоняет машины. В Bully мы, как ни крути, играем за простого парнишку, который почти не может тягаться с противниками крупнее и сильнее себя. Этот скромный шаг в сторону реализма придаёт игре от Rockstar совершенно новый вкус. Здесь вы реально опасаетесь своих противников, потому что как и в реальной жизни, связываться с четырьмя отморозками, которые на «раз» повалят вас на землю и запинают ногами, совсем не хочется. Кроме дежурных, Джимми может угодить в лапы к полицейским (когда город будет открыт). С ними опять же — бесполезно бороться, т.к. они старше и сильнее. Если вам повезёт — успеете ударить служителя закона в пах и быстро удрать. Но этот трюк работает обычно только один раз.
Угонять машины Джимми не умеет, но ему это и не нужно. Вполне достаточно скейтборда (кстати, на нём можно кататься даже по школе, только не попадитесь дежурным) и велосипеда. Так же, можно ездить на газонокосилке. Огнестрельное оружие здесь заменяют рогатки, камни и разные хитроумные приспособления вроде пневматических ружей или воздуходувки стреляющей картофелинами. Миссии в игре очень напоминают то чтобы мы много раз делали в GTA. Приехать из точки «А» в точку «Б», проследить за человеком, тихо прокрасться куда-нибудь. Нашлось место и для перестрелок, и для драк, и для погонь. Чекпойнтов на миссиях так же нет, и переигрывать приходится с самого начала.
По ходу игры Джимми сможет, выражаясь молодёжным языком — «мутить с самыми козырными чиксами»
Итак, в игре есть два варианта времяпрепровождения. Отправиться на уроки, либо пойти гулять по окрестностям и выполнять задания. Занятия представлены в виде интересных мини-игр и кроме того — улучшают характеристики героя, поэтому совсем уж тотально прогуливать я не советую. Тем не менее, самое интересное здесь — это миссии. Их много, они очень разнообразные, они неплохо поставлены, многие врезаются в память. Например, в одной их миссий необходимо, затаившись, отстреливать из рогатки хулиганов, чтобы те не мешали свиданию двух учителей (!). Есть миссия, в которой нужно проникнуть во двор псих-лечебницы. А однажды от Джимми требуется забраться на здание городской мэрии и как следует испортить краской его стену. Вообще, перечислять бесполезно. Почти каждая миссия в Bully — это маленький шедевр. В одной из миссий даже нужно сходить с девушкой на свидание. Причём процесс обставлен не в виде унылого неинтерактивного сидения в кафе или танцев с нажиманием двух кнопок. Вы натурально едете на свидание, ведёте девушку в парк, катаете её на аттракционах, дарите цветы, выигрываете в тире для неё мягкую игрушку...
И так детально сделана почти каждая миссия. С постановкой здесь тоже всё в порядке. Однажды приятель Джимми ночью обманом заводит его в комнату с пустым бассейном, где нашего героя уже ждёт огромный, туповатый верзила, который хочет намять ему бока. Номинально это простая миссия с дракой, но поставлена она так, что действительно становится не по себе, как если бы вас правда заманили в ловушку и заставили драться с отморозком в два раза больше вас. Он медленный, но одним ударом отправляет Джимми на пол, а вокруг кричат и смеются другие школьники. Ну а про стелс-миссию, в которой необходимо под покровом ночи пробраться в девичью общагу и украсть несколько трусиков, наверное знают все, кто хотя бы раз слышал об этой игре. И так повсюду. Эта же детальность касается и самого игрового мира Bully. В этот раз Rockstar не нужно было напрягаться и воссоздавать Нью-Йорк или Лос-Анджелес. Они создали невероятно детализированную школу и маленький уютный городок за её воротами. Город не выделяется какими-то достопримечательностями, но зато меняется на глазах. В игре есть не только смена дня и ночи, но и смена времён года (!) Зимой машины и велосипеды сильно заносит на дороге, жители одеваются потеплее. А с наступлением рождественских праздников в городе появляется ёлка, общежитие главного героя украшается гирляндами, звёздочками и шариками. На улицах появляются снеговики. Кроме шуток, такой фантастической детальной работы с городом не было ни в одной из частей GTA. И мне не очень понятно, почему Rockstar не использовали эти наработки в своих последующих играх. Это не детские глупости, как может показаться, а действительно приятно греющие душу детали.
Эта игра действительно очень и очень хороша. Но девятка, которую вы видите в начале статьи — исключительно моя, фанатская. Объективно Bully не является обязательным для ознакомления хитом. Если условно описывать её, то это такая миниатюрная, упрощённая GTA, выполненная с детальностью Fable. Недостатки, вроде неудобной стрельбы, просто не хочется замечать.