Сейчас в мире почти нет геймеров, которые не знают, что такое Resident Evil. Появление Resident Evil перевернуло всё представление о жанре Survival Horror. Более того, появление данной игры и дало жанру такое название. Именно при выходе этой игры был употреблён данный термин.
Гниющий ужас
Первая часть игры (известная под названием Biohazard — в Resident Evil её переименовали для западного рынка) вышла ещё в 1996 году для консоли Sony Playstation. Придумал игру (и, естественно, всю серию) Синдзи Миками — один из сотрудником компании Capcom. Движимый впечатлениями от фильмов ужасов о живых мертвецах, Миками создал своё направление: особняк посреди леса, небольшой спецотряд, мутанты, биологическое оружие, могущественная корпорация — всё это сделало игру отличительной от других, благодаря чему её сильно полюбили.
Следующие игры серии делали её более разнообразной и продвинутой. С выходом Resident Evil 2 и 3 действие перенеслось в город. Resident Evil Zero рассказывал о событиях незадолго до событий первой части, а Code: Veronica впервые представил серию в «полном» трёхмерном пространстве (без плоских «задников»). Также не обошлось и без мелких ответвлений (таких как Gun Survivor и серии Outbreak). Первые три части были портированы и на другие игровые системы (в том числе и ПК), а первая часть игры удостоилась перерождения в лице ремейка (однако около 70% игры не совпадало с первоисточником).
Кошмар с новым лицом
Четвёртая часть появилась на Nintendo GameCube в 2005 году — через три года после последней части основной серии (ею являлась Resident Evil Zero). Сюжет в ней незамысловат: Леон Скот Кеннеди (герой Resident Evil 2) работает на правительство США. Его главным заданием становится поиск похищенной дочери президента. Поиски приводят его в Испанскую деревушку. Однако скоро он понимает, что жители деревни как-то неохотно встречают его (с факелами, вилами и бензопилами). Вскоре он узнаёт о секте Лос Иллюминадос и о их планах по завоеванию мира.
Первое, что бросается в глаза геймерам — специфический (по тем временам, а уж тем более для данной серии) геймплей: игра стала больше походить на шутер от третьего лица, однако в ней имелись некоторые особенности. Игрок управлял персонажем как обычно: ходил, бегал, подбирал предметы. Но как только зажималась кнопка прицеливания, персонаж тут же доставал оружие, а камера перемещалась ему за правое плечо. Отсутствие сочетания одновременного движения и стрельбы придали игре индивидуальность. Игра больше стала походить на шутер, поэтому элементам жанра survival horror пришлось «потесниться».
Оружия, кстати, тоже хватает. Всевозможные пистолеты, дробовики, автоматы, гранаты, даже ракетница — бери и пали. А после модернизации оружия его просто не хочется выпускать из рук. Не хочется, а придётся. Стандартный для игр жанра Survival Horror дефицит патронов никуда не делся, поэтому приходится беречь патроны, стреляя из менее убойного оружия. А если с патронами вообще туго, то разработчики внесли очень важный элемент — нож. Удерживая одну клавишу и нажимая клавишу удара, можно наносить удары ножом. И даже если Леона схватят, он может ловко выкрутиться из объятий, огрев супостата ногой или локтем по голове, однако для этого придётся поёрзать стик на геймпаде, иначе герою придётся плохо. Система повреждений очень хорошо реализована — на попадание в разные части тела противники реагируют по разному, что даёт пространство для «творчества».
Кроме нового движка, данная игра внесла в серию много нового: элементы RPG (возможность улучшать параметры оружия), торговлю (собранный в процессе игры хлам можно продать торговцам), наличие денежных средств (теперь почти всё оружие в игре нужно покупать), наличие QTE-сцен (в которых нужно вовремя нажимать указанные кнопки) и многое другое. Нет сомнений, что Resident Evil 4 вывел серию на новый уровень, объединяя в одной игре Action и Survival Horror. Классические элементы серии (монстры, загадки, коридоры и опять монстры) никуда не делись.
Деревенские мертвецы
Помимо многих дополнений в жанр, игра сделала и немалый вклад в серию. Но, к сожалению, это сделало крупный шаг от стандартов этой серии.
В игре теперь нет узнаваемых противников: зомби, Ликеры (Лизуны), заражённые животные, насекомые и птицы — всего этого нет в игре (кроме собак — они на месте). Да и самого вируса в игре нету. На смену ему пришёл паразит Лас Плагас, а с ним — новые твари. Теперь основной массой будут Ганадо — сельские жители, заражённые паразитами. Конечно, они ведут себя почти как зомби: с невнятным бормотанием прутся толпой на персонажа. Однако интеллект их выше: они организованы, могут использовать лестницы, открывать двери, но главное — использовать оружие. Топоры, палки, факелы, вилы, серпы, бензопилы, арбалеты, щиты, булавы, даже стационарные пулемёты — управятся со всем. Это значительно усложняет жизнь. А уж если играть на высоком уровне сложности, то простая стычка с кучкой Ганадо обернётся жутью. Помимо простых селян есть ещё куча монстров: Регенераторы (могут восстанавливать дыры после попаданий), Новистадоры (жуки-переростки), Эль-Гиганте (монстр, похожий на тролля) и множества других чудиков, желающих уничтожить игрока. И для каждого из них нужен свой индивидуальный подход: если Ганадо или Новистадора можно просто расстрелять, то Регенератор требует прострелить у него всех паразитов, а для их нахождения нужен инфракрасный прицел.
Боссы в игре тоже не робкого десятка. После того, как они «активируют» в себе паразитов, их тела начинает рвать в клочья, и после небольшой трансформации перед нами смертоносная тварь. Принцип борьбы с ними один: уничтожить паразита. Но вот как к этому паразиту подступиться — задача игрока. Некоторых можно просто расстрелять, а вот некоторых нужно ослабить, а уже потом бить. Боссы в игре не дадут игрокам скучать (особенно на высоких уровнях сложности).
Зомби плохого качества
Успех игры приказал ей долго жить. Однако игра являлась эксклюзивом для GameCube и не все могли оценить прелести нового Resident Evil. Тогда игра была портирована на Sony Playstation 2, однако радости от этого не возникло, так как сам порт был безрадостным. Графика и эффекты в игре стала заметно хуже, чем было на GameCube (из-за слабости приставки), а ролики на движке стали простыми видеовставками (также из-за малой мощности). Однако плюсы всё же были. В игру добавили бонусы, которых нет в оригинале: просмотр всех видеороликов, прохождение игры за Аду Вонг, новые костюмы, режим «Наёмники» (в котором нужно убивать зомби на время).
Через некоторое время вышел порт на ПК, который также разочаровал всех. Графика стала ещё хуже, чем была на Playstation 2 (хотя уже имеются патчи, улучшающие графику как до уровня Playstation 2, так и до уровня GameCube). Все бонусы из предыдущей версии остались. Но возникла новая проблема — кривое управление. Целиться на клавиатуре было очень трудно, а все кнопки в игре обозначались цифрами (как кнопки геймпада), а не клавишами клавиатуры, что делало прохождение затруднительным.
В 2009 году вышел порт игры для Nintendo Wii. Игра стала лучше: все бонусы сохранились, а графика в игре стала лучше, чем в версии для GameCube. Управление при переносе не пострадало: для управления используется Wiimote. Появилась поддержка широкоэкранных телевизоров. Wii-версия получила множества положительных отзывов.
Закат человечества
Resident Evil 4 сделал значительный рывок вперёд как в серии, так и в жанре. То, что игра принесла в жанр, активно используется в других играх и продолжает развиваться. Игра показывает, что Survival Horror и Action могут ужиться в одной игре, не нарушая той атмосферы, которой серии задала первая часть. Недавно серия отпраздновала своё пятнадцатилетие — ровно пятнадцать лет назад вышла первая игра серии. Конечно, сейчас серия переживает не лучшее время, поскольку Миками больше не хочет иметь дел с серией, а сами игры теперь стали просто боевиками, утратив былой ужас, который внушали ранее. Но такие серии, как Resident Evil так просто не сдаются.