Первая Disgaea вышла в 2003 году и разошлась неожиданно большим для нишевой игры тиражом. Вдохновленная успехом компания-разработчик Nippon Ichi Software принялась стахановскими темпами штамповать подобные игры. Ни одна из них, однако, не смогла приблизиться к Disgaea ни по объемам продаж, ни по качеству. Четвертая серия — A Promise Unforgotten — пожалуй, наиболее серьезная заявка на возвращение к былой славе.
Disgaea — тактическая игра с ролевыми элементами. В ведении игрока находится небольшая армия. У каждого бойца — свои характеристики, специализация и снаряжение. На битву можно отрядить с десяток бойцов. Каждого нужно отдельно передвигать по полю и давать ему команды. Когда все юниты игрока завершили свои ходы, инициатива переходит к врагу, управляемому искусственным интеллектом. Фазы «наши» — «враг» чередуются, пока одна из сторон не оказывается полностью истреблена.
Из множества других тактических ролевых игр Disgaea выделяют две вещи: легкомысленный пародийный сюжет и замороченная, построенная на бесконечной прокачке боевая система. Истории в «тактиках», как правило, не шибко веселые: завоевательные войны, гражданские войны, загубленные судьбы, разрушенные идеалы. Disgaea идет в разрез с канонами жанра, представляя сюжеты сугубо юмористического толка. Главные герои Disgaea — самодуры с непомерным самомнением и соответствующими амбициями, которых окружают лишь немногим более вменяемые персонажи. Злодеи таким героям, в общем-то, и не нужны — они сами создают себе достаточно проблем.
Игры линейки Disgaea славятся яркими, эксцентричными персонажами
Игровой процесс Disgaea — сплошной стеб. Разработчики высмеивают склонность ролевых игр к прокачке всего и вся. Максимальный уровень развития бойцов здесь равен 9999 (видимо, чтобы обыграть знаменитый мем «более 9000!»). Цифра уже безумная, но это еще не предел. В любой момент можно обнулить опыт подопечных и начать прокачивать их с первого уровня. Польза от такого, на первый взгляд, самоубийственного шага в даруемых при «перезагрузке» улучшенных параметрах. Уровнями развития наделены не только бойцы, но и предметы, причем их прокачка протекает совсем иначе. Каждое оружие, доспех и снадобье представляет собой случайно генерируемое строение из ста этажей. Каждый этаж олицетворяет один уровень развития. При погружении в предмет все глубже приходится иметь дело с все более опасными врагами.
Тактическая составляющая в Disgaea на втором плане. Исход битв решают исключительно параметры бойцов. Если уровень противника сильно выше, то никакие тактические ухищрения не помогут его одолеть. Только прокачка, прокачка и еще раз прокачка! Парадокс заключается в том, что все это происходит вроде бы смеху ради, но заниматься развитием армии приходится вполне серьезно. Впору выделять Disgaea в отдельный жанр — «арифметическая ролевая игра». Фанаты публикуют на форумах изощренные, пестрящие формулами методики по ускоренному набору уровней. Человеку стороннему это покажется безумием. Однако раз сериал продолжают выпускать, значит существует значительная прослойка людей, которым такое занятие в радость.
Главное отличие A Promise Unforgotten от предшественниц — похорошевшая картинка. К четвертой серии у разработчиков, к счастью, проснулась совесть, и они перерисовали спрайты для экранов высокой четкости. Вроде бы мелочь — а как все разительно преобразилось! С новыми спрайтами Disgaea выглядит куда приятнее. В остальном же сериал по-прежнему держится на технологическом консерватизме. Nippon Ichi — компания маленькая и не может себе позволить выделять на игры много ресурсов.
Сражения построены на совместных атаках бойцов. И, конечно, прокачке. Лютой, безудержной прокачке
С сюжетом дела обстоят неоднозначно. С одной стороны, это уже не то позорище, что было во второй и третьей частях, а с другой — установленная первой Disgaea планка так и остается недосягаема. Создается ощущение, что Сохэй Ниикава, сценарист Disgaea и по совместительству президент Nippon Ichi, вложил абсолютно все творческие силы в первую историю. Как иначе объяснить, что с тех самых пор он гонит какую-то пургу?
Герой A Promise Unforgotten, вампир Вальваторес, работает в преисподней инструктором грешных душ, готовит их к исправительным работам. Игра начинается, когда его подопечных похищает некая темная сила. Валь вместе со своим верным слугой, оборотнем Фенриком, отправляется на их поиски и вскоре выясняет, что происходящее затеяно высшими силами. Службы преисподней не справляются с наплывом грешников, в связи с чем руководящий орган — корруппительство (от слов «коррупция» и «правительство») — принял решение их всех уничтожить. Решительно несогласный со столь радикальным подходом Валь поднимает восстание. Поначалу история производит благоприятное впечатление, но темпа ей хватает ненадолго. Чем ближе к финалу, тем глупее и предсказуемее становятся сюжетные повороты. По странной иронии, сценарий новой Disgaea вовсю пестрит теми самыми штампами, которые старая Disgaea так мастерски высмеивала.
Disgaea остается забавой не для всех. Если вас заинтересовало описание и не отпугнули скриншоты, попробуйте поиграть... в первую игру, благо она теперь доступна на нескольких платформах. A уж там, если понравится, можете приняться и за A Promise Unforgotten.